Капоэйра: боевая школа джунглей

Интересные новости
15.01.2017. Просмотров: 253

В 1500 году Бразилия более чем на 300 лет стала португальской колонией. Почти сразу же для работы на плантациях начали свозить рабов из африканских колоний - Анголы и Мозамбика. Работорговцы называли невольников "черное дерево" - отношение к ним было соответствующее. Не желая смиряться со своей участью, рабы при первой же возможности сбегали от своих хозяев: ведь многие из них в своей "прошлой" жизни были воинами, "охотниками за головами". (К слову, знаменитая порода собак фило бразилейро была специально выведена для отлова таких беглецов.) Беглые рабы основали так называемую Пальмовую республику в 1660 году, которая успешно отбивалась от португальской армии в течение несколько десятилетий. В Бразилии до сих пор жива легенда о Зумби, великом воине и защитнике простых людей. Сумев бежать от хозяев, он вместе с другими беглыми рабами скрывался в джунглях. Вооружившись копьями, луками, мачете, беглецы нападали на фазенды и освобождали собратьев по несчастью. Естественно, что с хозяевами рабы расправлялись крайне жестоко, а имя Зумби наводило ужас на плантаторов. Но через некоторое время хорошо вооруженные и организованные отряды португальцев окружили и разбили отряд Зумби, а сам он погиб в бою.

Именно к середине XVII века относятся первые упоминания об этом искусстве борьбы черных невольников. Капоэйрас - один из видов джунглиевых зарослей, соответственно, искусство получило название "капоэйра" - то есть, "джунглиевая школа".

Капоэйра уникальна тем, что развивалась исключительно за счет "внутренних ресурсов", не подвергаясь влиянию других боевых систем. Она с самого начала оказалась в полной изоляции. Понятно, что рабы не могли ничему научиться у своих хозяев. У индейцев Центральной и Южной Америки существовали мощные виды рукопашного боя, но эти племена обитали вдали от плантаций, к которым были "приписаны" основоположники капоэйры, - да и вообще отношения с индейцами у афроамериканцев как-то не складывались. Только в ХХ веке в традиционную технику капоэйры стали проникать элементы других боевых искусств, но на систему в целом они никак не повлияли.

В истории происхождения капоэйры до сих пор немало белых пятен. Как уже говорилось, большинство невольников доставлялось из Анголы, и один из стилей современной капоэйры так и называется - "ангола", но в самой Анголе прототипов капоэйры найти не удается. Отдаленно напоминает капоэйру боевой танец гийя, практикуемый одним из зулусских племен Мозамбика. Больше всего на капоэйру смахивают боевые танцы Сенегала, но вся загвоздка в том, что из Сенегала в Бразилию рабов не завозили.

Современная капоэйра состоит из 2-х основных стилей: уже упомянутой анголы и регионаля. Бои происходят следующим образом: внутрь живого круга по очереди выходят пары участников боя, причем потом может смениться как пара целиком, так и только один из бойцов. Участники боя сами чувствуют, когда им нужно войти и когда выйти из круга, очередность не имеет значения. Сам бой называется "рода", в приблизительном переводе - "игра". Бойцы, кстати, предпочитают, чтобы их называли игроками. Рода может продолжаться до нескольких часов без остановки. Время никто не ограничивает, ведь все это делается только для собственного удовольствия. Все действо проходит под обязательное музыкальное сопровождение и исполнение особенных, "магических" песен. Для этого используется барабан атабаки, трещотки, кашиши - корзиночка с камнями, издающими звуки, похожие на шум дождя, и струнный инструмент биримбау - изогнутая палка с натянутой струной, напоминающая лук.

На взгляд непосвященного человека, один стиль капоэйры отличает от другого лишь скорость исполнения технических элементов. Ангола - медленный, с плавными движениями, перетекающими одно в другое. Но вот постепенно напряжение возрастает, ритм убыстряется. Это значит, что "игроки" перешли на стиль региональ. Региональ состоит из стремительных выпадов, ударов ногами в прыжках, сальто (вообще техника капоэйры насыщена сложными акробатическими элементами). Еще одно существенное различие между стилями: в анголе ставка делается на хитрость, в регионале - на силу и ловкость.

Один из мастеров современного карате и основатель стиля кекушинкай Масутацу Ояма всем желающим заниматься в его школе всегда задавал один вопрос: "Вы любите музыку?" Вопрос неслучайный. У боевых и "мирных" искусств (прежде всего, музыки и танцев) немало общего. В различных школах боевых искусств занятия проводились под музыку - для выработки у учеников чувства ритма. У разных народов мира существовали и существуют боевые танцы: скажем, танцы африканских племен с копьями, "танцы войны" североамериканских индейцев или танцы кавказских горцев с саблями - вроде исполняемого перед боем чеченского "зикра", своего рода активной медитации. Ниндзя практикуют "миноодори" - танец соломенного плаща (соответственно, "заказ" на устранение человека звучит у них так: "Спляши танец соломенного плаща"). Весьма насыщены сценами боев постановки знаменитой Пекинской оперы, среди выпускников которой, кстати, числятся такие звезды китайских боевиков, как Джеки Чан и Само Хо. К своего рода боевым танцам можно отнести и специальные комплексы приемов: ката в карате, тао в ушу, тыль в тэйквондо, и т.д.

В этом отношении капоэйра не исключение. Со стороны рода похожа на красивый и сложный танец, да и сами мастера капоэйры зачастую являются непременными участниками бразильских карнавалов. Сходство капоэйры с танцем - еще один отголосок колониального прошлого. Рабы были вынуждены маскировать свои упражнения в боевых искусствах под танцы, - чтобы усыпить бдительность хозяев, которые и не догадывались, что их "движимое имущество" владеет некими приемами борьбы, и вообще замышляет что-то недоброе. Отсюда и эффект неожиданности, когда, скажем, связанный по рукам раб делал вдруг головокружительное сальто, одним хлестким выпадом сбивал с ног охранника, если позволяла обстановка, добивал его ударами ног, но чаще просто спасался бегством. Если же руки бойца были свободны, то они использовались в основном для упора, а сам он передвигался "лягушачьими прыжками".

Для капоэйры вообще характерны низкие стойки, уходы в сторону, нырки, быстрая смена позиции и - что очень важно - совершенно непредсказуемое направление атаки. Боец может нанести удар в голову противнику ногами, находясь в положении стойки на руках, после чего, перекувырнувшись, свалить на землю второго и уже снизу атаковать третьего противника, образовав таким образом магический круг вокруг себя.

Кстати о магии. Магия - это еще одна немаловажная сторона капоэйры. Сами бразильцы неохотно раскрывают свои секреты. Посему о "магической" стороне капоэйры известно немного. По сей день в Бразилии сохранились магические обряды, пришедшие из темного африканского прошлого.

Сама рода - это своеобразный магический обряд, в котором принимают участие не только "игроки", но и зрители, образующие круг, хлопающие в ладоши и поющие "магические" песни капоэйры, а также музыканты, воспроизводящие "магические" звуки. Постепенно все участники процесса входят в особое состояние транса. Усталости при этом не чувствуется: "игроки" как бы заряжаются космической энергией. (Может, еще и поэтому рабы после изнурительной работы под палящим солнцем находили в себе силы для занятий боевым искусством, которое они выдавали за обычные "дикарские танцы"?) Похожие по сути магические ритуалы не раз уже описывались в художественной литературе. Скажем, танец смерти у Кастанеды или особые ритуалы в "Маятнике Фуко" Умберто Эко, которые совершаются под барабанный бой: танцующие постепенно впадают в транс и могут "общаться" с духами умерших.

Еще один "технический раздел" капоэйры - это работа с оружием. Как правило, это небольшие ножи с искривленным лезвием без рукояток и мачете. Поединок с использованием мачете, называемый "мокелеле", так же происходит в кругу с музыкальным сопровождением и пением магических песен. Некогда вооруженные мачете рабы нападали на своих хозяев и на португальских воинов. Другое дело - использование ножей. Участники боя полосовали друг друга, зажав лезвия пальцами ног, зачастую оставляя серьезные раны. При этом рабы бились исключительно между собой. Впрочем, они не собирались убивать друг друга. Значение этого ритуала до сих пор остается малопонятным. Вполне возможно, таким образом велась психологическая подготовка "игроков".

Со временем эти кровавые бои ушли в прошлое, и в настоящее время капоэйра абсолютно лишена агрессии. "Игроки" не стремятся "вырубить" друг друга, они лишь изображают поединок. Хотя среди них есть и любители "помахаться" в полный контакт, а некоторые мастера с успехом выступают в боях без правил.

Сегодня капоэйра это еще и элемент "уличной культуры". На улицах бразильских городов нередко можно увидеть "игроков", исполняющих свои "магические" песни и поражающих прохожих фантастической техникой. Для большинства бразильцев рода - такая же неотъемлемая часть жизни, как карнавал и футбол.

Комментарии

Пока комментариев нет. Будь первым!