Бартитсу

Виды искусств

Восток

Запад

Россия и СНГ

Страны бойцов (все)
Бойцы из Россия Бойцы из США Бойцы из Греция Бойцы из Япония Бойцы из Франция Бойцы из Бразилия Бойцы из Канада Бойцы из Голландия Бойцы из Хорватия Бойцы из Украина Бойцы из Беларусь Бойцы из Англия Бойцы из Мексика Бойцы из Армения Бойцы из Новая Зеландия
Философия.

   Бартитсу — это смешанное боевое искусство и система самозащиты, разработанная в Англии в 1898—1902 годах. В 1901 году его увековечил (под именем «баритсу») писатель Артур Конан Дойль, в своем рассказе «Пустой дом» из цикла «Возвращение Шерлока Холмса». Бартитсу оставалось забытым большую часть двадцатого столетия, но начиная с 2002 года переживает период своего возрождения.

 

   В 1898 году, британский инженер Эдвард Уильям Бартон-Райт, проживший три предыдущих года в Японии, вернулся в Англию и заявил о создании «нового искусства самозащиты». По его заявлению, боевое искусство, названное им «бартитсу», свело в единое целое лучшие техники целого ряда единоборств. Слово «бартитсу» является акронимом имени создателя и японского Джиу-джитсу, и, по определению Бартона-Райта, означает «самозащиту во всех ее видах».

 

   Согласно описанию, данному создателем в серии статей, опубликованных в Pearson’s Magazine в 1899—1901 годах, основой Бартитсу является Джиу-джитсу Koryu и Кодокан Дзюдо, которые Бартон-Райт изучал, живя в Японии. В дальнейшем боевое искусство включило в себя элементы британского бокса, французского Савата, швейцарской народной борьбы, а также оригинальной системы оборонительного боя на тростях «Canne de combat», созданного швейцарцем Пьером Виньи. Бартитсу также включало обширную систему общей физической подготовки.

 

   С 1899 по 1902 годы Бартон-Райт занимался популяризацией своего боевого искусства в журнальных публикациях, интервью и показательных выступлениях в различных районах Лондона. Он основал школу под названием «Академия Бартитсу воинской и физической культуры» (или, менее официально, Клуб Бартитсу), располагавшуюся на Shaftesbury Avenue 67b, в Сохо. В статье для «Журнала физической культуры Евгения Сандова» (том 6, январь 1901 года) журналистка Мэри Ньюгент так описывала клуб Бартитсу: « … большой подземный зал, где все сверкает, с белыми кафельными стенами, электрическим освещением и „адептами“, прохаживающимися вокруг словно тигры». Помимо зала для занятий боевыми искусствами, в клубе Бартитсу был и хорошо оборудованный салон с обширным выбором машин для элетротерапии.

 

   Используя свое знакомство с создателем Дзюдо профессором Дзигоро Кано и другие контакты в Японии, Бартон-Райт пригласил в Лондон мастеров Джиу-джитсу, японцев К. Тани, С. Ямамото и девятнадцатилетнего Юкио Тани в качестве инструкторов клуба Бартитсу. К. Тани и Ямамото вскоре вернулись в Японию, а Юко Тани остался в Лондоне и вскоре к нему присоединился еще один молодой мастер Джиу-джитсу Садаказу Уэниши. Швейцарский мастер Пьер Виньи и борец Арман Черпилл также были наняты в качестве преподавателей. Помимо обучения состоятельных лондонцев, в их обязанности входило проведение показательных выступлений участие в дуэльных матчах против бойцов других стилей. Кроме того, клуб стал штаб-квартирой группы исторического фехтования, которую возглавил Алфред Хаттон. В клубе проводилось обучение лондонской актерской элиты историческому фехтованию для постановки сценических боев, и ставились эксперименты с фехтовальной техникой.

   

   В середине 1901 года в Бартитсу были добавлены дыхательные упражнения, которые выполнялись под руководством миссис Эмиль Бенке.

 

   Клуб Бартитсу был организован по образцу викторианских спортивных клубов. Потенциальные члены клуба должны были направлять свои заявления в комиссию по приему. В свое время членами ее были, в частности, капитан Альфред Хаттон и полковник Джордж Малкольм Фокс, бывший генеральный инспектор по физической подготовки частей британской армии.

 

   Бартон-Райт рассказывал, что во время демонстрации Бартитсу в Сент-Джеймс холле он победил семерых, более крупных чем он, противников за три минуты. Благодаря этому он стал членом престижного Bath-клуба и получил королевское приглашение выступить перед принцем Уэльским Эдуардом. К сожалению, травма руки помешала этому выступлению.

 

   Неясно, было ли когда-либо составлено Бартоном-Райтом формальное описание Бартитсу как системы самозащиты. Членам клуба рекомендовалось изучать все четыре основные метода боя без оружия (Canne de combat, Сават, Бокс, Джиу-джитсу), каждому из которых сопоставлялась определенная дистанцией боя. Задачей тренирующихся было отточить технику таким образом, чтобы она была при необходимости применима и против техники другой дистанции (Сават против Джиу-джитсу, например). Указанный подход по сути аналогичен современным методикам обучения, применяемым в смешанных стилях боевых искусств.

 

   Опираясь на публикации Бартона-Райта, современные исследователи полагают, что основное внимание уделялось системе Виньи на ударной дистанции и Джиу-джитсу (а также, в меньшей степени, европейской борьбе) на дистанции захвата. Техники Cавата и Бокса рассматривались как промежуточные между этими двумя дистанциями, либо как средство начальной фазы боя в случае, когда защищающийся безоружен. Тем не менее, оба указанных вида спорта практиковались в клубе Бартитсу, и ученики должны были изучать, как противостоять им используя тростевой бой или Джиу-джитсу. Бартон-Райт также указывал на отличие спортивных Савата и Бокса от техник, преподаваемых в клубе, и модифицированных им для целей самообороны.