Гладиаторские бои

Виды искусств

Восток

Запад

Россия и СНГ

Страны бойцов (все)
Бойцы из Россия Бойцы из США Бойцы из Греция Бойцы из Япония Бойцы из Франция Бойцы из Бразилия Бойцы из Канада Бойцы из Голландия Бойцы из Хорватия Бойцы из Украина Бойцы из Беларусь Бойцы из Англия Бойцы из Мексика Бойцы из Армения Бойцы из Новая Зеландия
Философия.

   

Обычай устраивать гладиаторские бои римляне переняли от этрусков — племени, жившего на территории нынешней Италии еще до возвышения Рима. Для этрусков это была форма жертвоприношения в честь умершего. Точно так же и римляне сделали такие бои погребальным обрядом.

 

 

   Известно, что один из первых гладиаторских боев состоялся в Риме 2280 лет назад по случаю смерти сенатора Децима Перы. Родственники покойного устроили сраже­ние между тремя парами гладиаторов на глазах лишь близких и друзей умершего. Название же участников кровавой схватки, произошло от названия римского меча которым сражались гладиаторы «гладиус» — меч.

 

   Хлеба и зрелищ

 

   Погребальный обряд — сражения гладиаторов — все больше и больше превращался в зрелище, в кровавую утеху, которую жаждали все — от им­ператора до последнего нищего. Чис­ло гладиаторов, идущих на смерть, неуклонно росло.

   

   Когда в 183 году до нашей эры умер верховный жрец Публий Красе, был устроен бой меж­ду двумя сотнями гладиаторов. Это было время, когда Риму угро­жало вторжение варваров. Люди пре­бывали в страхе. Правители решили поднять дух народа гладиаторскими боями. С тех пор гладиаторские сра­жения навсегда утратили религиоз­ный смысл. Они стали привычным зрелищем, без которого римляне уже не представляли свою жизнь.

 

   Вначале бои гладиаторов прово­дились на городских площадях, на рынках. Затем начали строить вре­менные трибуны, откуда смотреть бои было удобнее. Правда, случа­лось, что ненадежные, наспех ско­лоченные трибуны обваливались от тяжести многочисленных зри­телей. Однажды в городе Фидена под рухнувшими трибунами погибли и покалечились около 50 тысяч человек! Пришло вре­мя строить прочные каменные сооружения — амфитеатры. Они напоминали современные стадионы с овальной ареной в центре.

 



   Чудо Рима

 

   Первый амфитеатр был пост­роен в 80 году до нашей эры в знаменитых Помпеях. На скамь­ях, окружавших его арену, мог­ли разместиться около 20 тысяч зри­телей. В случае дождя над зрительс­кими местами быстро натягивались тенты. Самым же величественным по праву считался римский амфитеатр Колизей. Он и поныне признается грандиозным архитектурным соору­жением. Поражают не только его ко­лоссальные размеры, но и гениаль­но задуманная хитроумная система проходов.

 

 

   

   Четырехэтажный амфите­атр-гигант имел длину почти 190 мет­ров, ширину более 150 и высоту око­ло 60 метров. Итальянский писатель Рафаэлло Джованьоли в своем знаменитом ро­мане «Спартак» так описывает амфи­театр Колизей перед началом глади­аторских боев: «Трудно представить величавую панораму огромного цир­ка, заполненного более чем ста тысячам зрителей обоего пола, разного возраста и положения. Шум массы народа, мощный, как гул вулкана, мелькание голов и рук, похожее на яростное и грозное волнение моря во время бури, были лишь деталями ве­ликолепной, ни с чем не сравнимой картины, которую представлял Боль­шой амфитеатр в этот момент».

 

   Школы гладиаторов

 

   Потребность в гладиаторах была огромной. В них превращали прежде всего рабов и военнопленных. Осо­бенно высоко ценились последние, поскольку они уже хорошо владели оружием. На арену также попадали преступники, осужденные за дезер­тирство, измену или убийство. Но среди гладиаторов, как это ни покажется странным, были и вольно­наемные, свободные римские граж­дане, в том числе из состоятельных семей. Ими двигали жажда опасных приключений, риск и азарт.

 

   Вольно­наемные имели право жить дома, но обязывались вовремя являться на «службу». Многие из них являлись семейными людьми, имели детей. Мало известно, что среди гладиато­ров были и женщины, которые тоже сражались и умирали на аренах ам­фитеатров. По отваге, мастерству, ловкости они иногда даже превосхо­дили мужчин. Гладиаторов обучали в особых школах. Владельцы таких школ заку­пали пленных во время частых войн или рабов на невольничьих рынках, обучали их владеть оружием и бое­вым приемам, а затем продавали устроителям гладиаторских боев.

 

   Позже появились и государ­ственные гладиаторские шко­лы. Особенно славилась «Большая школа», построен­ная в Риме. За год здесь ус­певали обучить до двух ты­сяч гладиаторов. Школу обслуживали, кроме учите­лей боевого дела, повара, лекари, массажисты, над­смотрщики, охранники, оружейники, могильщики и так далее.

 

   Смерть на арене

 

   Жизнь гладиаторов была суровой. За малейшее неповиновение их жда­ли наказания плетьми, кандалы, прижигание каленым железом, а то и страшная тюрьма. Римляне, наслаждаясь боями на аренах амфитеат­ров, с презрением относи­лись к гладиаторам. Погибших глади­аторов хоронили в общих могилах. Лишь некоторые из них по настоянию и на деньги родственников удостаи­вались чести быть погребенными от­дельно. Тем не менее эти люди, бесстрашно шедшие на смерть, не могли не вызывать восхищения.

   

   Выражение «Умер, как гладиа­тор» означало у римлян выс­шую похвалу. О том, что состоятся гладиаторские бои, сообщали объявления на стенах домов, афиши, крики глашатаев. В назначенный день к амфите­атру стекались тысячные тол­пы. Зрители, радостно воз­бужденные, беззаботно пере­говариваясь, занимали места в амфитеатре в давно заве­денном порядке: первые ряды — богатые и знатные люди, места повы­ше — рядовые римляне, верхние — женщины. Представление начиналось торже­ственным парадом всех его участни­ков. Зрители громкими рукоплеска­ниями приветствовали гладиаторов, одетых для парада в великолепные доспехи.

 

   Гладиаторы делились на шесть глав­ных типов: самнитов, гопломахов, секуторов, мирмиллонов, фракийцев и ретиариев. Каждый тип имел свое сна­ряжение и оружие. Например, гопломахи носили красивый шлем с забра­лом, металлическую поножу, покрывавшую правую ногу, имели короткий меч и прямоугольный щит. Мирмиллоны сражались босиком, в шлеме, имели прямой меч и большой оваль­ный щит. Тело ретиариев защищали лишь наручные латы и наплечники. Во­оружение их состояло из сети, которую следовало набросить на противника, трезубца, похожего на вилы, и длин­ного кинжала.

 

   Были еще гладиаторы-андабаты, сражавшиеся вслепую, эквиты — конные гладиаторы, эсседарии на боевых колесницах, сигиттарии с луками и другие типы.

 

  Удар милосердия

 

   Упав, тяжело раненный гладиатор отбрасывал оружие в сторону и под­ымал руку с выставленным пальцем. Это означало признание своего сражения. Тогда арбитр обращался к зрителям, и те решали судьбу поверженного. Если большинство поднимало руку пальцем вверх, гладиатору даровалась жизнь. В противном случае победитель старался добить его. Подходил особый служитель в черном одеянии, и, если гладиатор еще проявлял признаки жизни, наносил последний удар, так называемый «удар милосердия», прерывая муки несчастного. Убитого уносили с арены, а победи­тель получал приз в виде пальмовой ветви, а также денежное вознаграж­дение. Под звуки оркестра служите­ли разравнивали на арене песок, за­сыпали следы крови, и на смертный бой выходили другие гладиаторы.

 

   Существовал обычай: после побед во многих боях (десяти, двадцати) гладиатора отпускали на свободу. Можно подумать, что, оказавшись на воле, такой гладиатор был на седь­мом небе от счастья. Но некоторые из отпущенных снова возвращались на арену. Так, например, известно, что гладиатор по имени Фламма че­тырежды получал свободу и каждый раз опять подписывал новый кон­тракт. Жизнь свою он закончил на арене в возрасте тридцати лет после 37 победных боев.

 

   Подвиг монаха

 

   С годами гладиаторские бои превратились в кровавые оргии. Император Клавдий в честь своих военных побед повелел инсценировать штурм и раз­грабление города. На этом кровавом «спектакле» сражались и погибли ты­сячи гладиаторов.

 

   Император Тит от­личился еще больше. По случаю окон­чания строительства Колизея он уст­роил гладиаторские бои, продол­жавшиеся 100 дней.

 

   Но рекорд установил импе­ратор Траян. В сражениях, ус­троенных им и длившихся 123 дня, участвовало около 10 тысяч гладиаторов. Из­вращенное сознание тре­бовало все новых и новых, еще более жестоких зре­лищ. Рассказывали, что им­ператор Клавдий прика­зывал перерезать горло раненым гладиаторам прямо перед его трибу­ной и любовался агонией умирающих.

 

   Закат гладиаторских боев начался после появ­ления христианства. Христианская вера по­степенно подтачивала устои римской морали.

 

   В 357 году нашей эры импе­ратор Константин II запре­тил римским солдатам на­ниматься в гладиаторы, а 42 года спустя другой император, Гонорий, своим указом закрыл ос­тавшиеся гладиаторские школы. Но можно сказать, что остановил кровавые зрелища христианский мо­нах Телемах. Произошло это 1602 года назад. Во время одного из гладиатор­ских сражений он выскочил на арену и встал между сражающимися. Зрели­ще было испорчено. Возмущенные зрители набросились на монаха и ра­стерзали его. Узнав о произошедшем, уже упомянутый император Гонорий окончательно запретил кровавые «представления».