Ян Чжу

Виды искусств

Восток

Запад

Россия и СНГ

Страны бойцов (все)
Бойцы из Россия Бойцы из США Бойцы из Греция Бойцы из Япония Бойцы из Франция Бойцы из Бразилия Бойцы из Канада Бойцы из Голландия Бойцы из Хорватия Бойцы из Украина Бойцы из Беларусь Бойцы из Англия Бойцы из Мексика Бойцы из Армения Бойцы из Новая Зеландия
Философия.


   Ян Чжу  (440–334 до н.э.) - уроженец царства Вэй, философ, представитель раннего даосизма. Сведений о его жизни сохранилось крайне мало. Происходил предположительно из бедной крестьянской семьи. Много путешествовал по древнекитайским царствам, имел большое количество сторонников и учеников. Сочинений не оставил (или они были утеряны). Сведения о его взглядах и фрагменты суждений приводятся в памятниках IV–II вв. до н.э. — у Мэн-цзы, Чжуан-цзы, в «Хань Фэй-цзы», «Люй-ши чунь цю» и «Хуайнань-цзы». В «Ле-цзы» содержится компактная глава 7 «Ян Чжу», в которой приводятся беседы и рассуждения философа. 

   Ян Чжу вошел в историю китайской философии как блестящий полемист, философ-атеист, «вольнодумец», непримиримый противник конфуцианства, проповедовавший «естественное» развитие человека, не стесненное социальными, этическими или политическими рамками. Основу философских взглядов Ян Чжу составляет идея «естественного бытия» человека. Человек — неотъемлемый элемент природы, ее продукт, отличающийся от прочих «вещей» (у [3]) лишь разумом: «Человек подобен Небу (тянь [1]) и Земле... Человек является самым разумным [среди всех существ], наделенных жизнью... Поэтому он согласно своей природе полагается на разум, а не опирается на силу». Восприятие мира через органы чувств определяет отношение человека к внешнему миру. Подавлять это естественное восприятие мира вещей — значит подавлять «природу человека».

   Ян Чжу первым из китайских мыслителей отверг существование целенаправленной «воли Неба». Человек живет и умирает в силу «естественной необходимости», которую он называет «судьбой/предопределением» (мин [1]). Человек смертен, его жизнь конечна. «То, что делает все вещи разными, — это жизнь, то, что делает их одинаковыми, — это смерть... В смерти существует тождество — это тождество смрада и разложения, исчезновения и уничтожения... При жизни это [совершенномудрые] Яо и Шунь (шэн [1]), после смерти это — разложившиеся кости... Поэтому следует наслаждаться, пока живы». Призыв к «наслаждению жизнью» — второй принципиальный тезис учения Ян Чжу. По поводу его конкретного содержания исследователи расходятся во мнениях. Наиболее часто Ян Чжу обвиняется в крайнем индивидуализме и гедонизме. Конфуцианская традиция приписывает ему высказывание: «Я не вырвал бы и волоска, чтобы принести пользу Поднебесной». Это обвинение первым бросил конфуцианец Мэн-цзы, соединив с инвективой другой популярной «крайности» - асоциальному альтруизму Мо-цзы. Сопротивляясь распространению подобного радикализма, Мэн-цзы, видимо, намеренно исказил смысл слов Ян Чжу. Последний в беседе, приведенной в «Ле-цзы», говорит о подобном высказывании легендарного персонажа Бочэн Цзы-гао, которое он в принципе одобряет и поясняет свою позицию следующим образом: «Люди древности не соглашались вырвать у себя даже один волосок для пользы Поднебесной, но они и не брали всего что только можно от Поднебесной для себя лично. Никто из людей не лишался ни единого волоска; никто не приносил пользу Поднебесной, а она между тем пребывала в состоянии порядка... Миру, безусловно, не помочь одним волоском». Таким образом, речь у Ян Чжу идет не о теории «всё для себя» (см. Вэй [1]), а о бессмысленности мелких жертв, которые не изменят положения дел в Поднебесной.

   Обвинение Ян Чжу в крайнем гедонизме также представляется преувеличением. Философ призывал лишь к наслаждению радостью жизни, имея в виду, что после смерти наступает «безразличие». Но и тут он выступал против крайностей: «И красотой [женщин], и вкусом [пищи] нельзя [наслаждаться] постоянно: приедаются; звуками и красками нельзя развлекаться постоянно: пресыщаешься». Бесполезной считал Ян Чжу и жажду славы, поскольку «истинное не обладает славой, а обладающее славой не обладает истиной». Приводя в пример «людей глубокой древности», он говорил, что они, зная, что «в жизнь постепенно приходят, а в смерть постепенно уходят, действовали, подчиняясь [порывам своего] сердца, а не шли против своих естественных страстей».

   Исходя из своей концепции «разумного, естественного наслаждения жизнью», Ян Чжу считал бесполезной деятельность «совершенномудрых» правителей древности и самого Конфуция, у которых при жизни «не было ни одного радостного дня», а посмертная слава им была уже не нужна. Учение Ян Чжу было предано анафеме конф. ортодоксами, а глава «Ян Чжу» объявлена поздней подделкой. Взгляды Ян Чжу оказали заметное влияние на последующее развитие материалистической тенденций китайской философии. «Ян Чжу» в составе и всего памятника «Ле-цзы» переведен на английский (A.C.Graham, 1960) и русский языки (Л.Д. Позднеева, 1967; С.Кучера, 1972; В.В.Малявин, 1995).