Мен-цзы

Виды искусств

Восток

Запад

Россия и СНГ

Страны бойцов (все)
Бойцы из Россия Бойцы из США Бойцы из Греция Бойцы из Япония Бойцы из Франция Бойцы из Бразилия Бойцы из Канада Бойцы из Голландия Бойцы из Хорватия Бойцы из Украина Бойцы из Беларусь Бойцы из Англия Бойцы из Мексика Бойцы из Армения Бойцы из Новая Зеландия
Философия.

  

    МЭН-ЦЗЫ (Мэн Кэ, Мэн Цзы-юй) [около 372 до н.э., царство Цзоу (ныне провинция Шаньдун) –289 до н.э.] – философ, политик, педагог, второй после Конфуция идеолог раннего конфуцианства (получил титул «Второго совершенномудрого» – «Я шэн»).

   Происходил из рода крупного сановника царства Лу. Получил хорошее образование у учеников внука Конфуция Цзы Сы. Много странствовал в надежде добиться понимания у правителей царств и осуществить свои взгляды на практике. Проповедовал свое учение в Академии «Цзися». Политическая карьера Мэн-цзы оказалась неудачной: ему удалось лишь однажды занять пост советника (319–301 до н.э.). Вернувшись на родину, занялся педагогической деятельностью. Беседы Мэн-цзы с учениками легли в основу составленного ими памятника «Мэн-цзы».

   Взгляды Мэн-цзы составили впоследствии основу конфуцианской концепции политического управления обществом, в которую он ввел экономические и философские компоненты. Центральным моментом его учения являлась идея «человеколюбивого правления» («жэнь чжэн»), имевшая три аспекта. Во-первых, разделение всех жителей Поднебесной на «управляющих» «благородных мужей» («цзюнь-цзы») и «управляемых» простолюдинов («шу минь»). «Те, кто напрягают свой ум, управляют людьми. Те, кто напрягают свои мускулы, управляются (другими). Управляемые содержат тех, кто ими управляет... Такова общая для всех справедливость в Поднебесной» («Мэн-цзы»). Во-вторых, необходимость заботы о народе со стороны правителей, обусловленной тем, что «народ является главным (в Поднебесной), за ним следуют духи Земли и злаков, а государь уступает им всем по значимости». «Человеколюбивое правление» включало в себя «размежевание полей» – наделение земледельцев равными наделами и обеспечение их «постоянным занятием и имуществом» как условие воспитания у народа «добрых чувств»; внедрение системы «колодезных полей», согласно которой крестьяне обязаны были сначала обрабатывать «общее поле» («поле князя»), а затем – собственные наделы и платить с них налога. В-третьих, учреждение системы образования народа, целью которой было призрение немощных и нравственное воспитание подданных.

   Концепция Мэн-цзы о врожденной «доброй природе» человека стала основой этической системы конфуцианства. Согласно этой концепции, человеку изначально присущи «четыре добродетели»: человеколюбие, чувство долга, благопристойность и мудрость. Человек наделен также врожденным «знанием блага» и врожденными «благими способностями», которые позволяют ему «познать Небо и его веления», добиться слияния воедино Неба и человека, «охватить сердцем-разумом всю тьму вещей». Мэн-цзы считал Небо  – верховное одухотворенное начало всего сущего – обладателем нравственного совершенства, или «искренностью», «истинностью». «Искренность – путь Неба, размышления об искренности – путь человека» («Мэн-цзы»). Таким образом, понятие нравственности приобретало онтологический смысл.

   Мэн-цзы впервые в конфуцианской философии поставил вопрос о соотношении чувственного и рационального начал. Первенство он отдавал «сердцу» (синь, в данном случае – орган мышления, «разум»), считая функцию органов чувств второстепенной, «зависящей от вещей». Лишь «сердце-разум» способно познать принцип вещей, в то время как органы чувств «отражают» вещи. Энергетическое начало в человеке – ци-пневму – Мэн-цзы рассматривал как второстепенное по отношению к «воле»: «Воля руководит ци, а ци наполняет тело».

   «Мэн-цзы» впоследствии вошло в состав конфуцианского «Четверокнижия».