Философия

Виды искусств

Восток

Запад

Россия и СНГ

Страны бойцов (все)
Бойцы из Россия Бойцы из США Бойцы из Греция Бойцы из Япония Бойцы из Франция Бойцы из Бразилия Бойцы из Канада Бойцы из Голландия Бойцы из Хорватия Бойцы из Украина Бойцы из Беларусь Бойцы из Англия Бойцы из Мексика Бойцы из Армения Бойцы из Новая Зеландия
Философия.

Учителя: Конфуций,Лао-цзы,Сунь Цзы,Мен-цзы,Ле-цзы,Мо-цзы,Чжуан-цзы,Хань Фэй цзы,Цзянь Чжэнь,Ян Чжу,Сюань Цзан,Фа Сянь,Хуа То,



Одним из самых распространённых вопросов в боевых искусствах является вопрос философии, который постоянно поднимается в традиционных и даже порой, в виде исключения, в спортивных единоборствах. Ознакомившись с кучей материала в сети и прослушав интервью множества специалистов и мастеров мирового уровня, я так и не получил отчётливого понимания, что является общепризнанной философской парадигмой боевых искусств, за счёт чего великие мастера обретают так называемую мудрость и в чем, по мнению экспертов, заключается сверхзадача регулярной практики той или иной системы рукопашного боя. Именно эта запутанность и туманность явилась причиной, по которой я решил высказать своё мнение, ибо отсутствие понимания глубины процесса, на мой взгляд, может явиться ограничивающим фактором для большинства людей, принявших решение вступить на этот путь и регулярно занимающихся практикой того или иного стиля, считая, что со временем они становятся мудрее и сильнее, но на самом деле лишь культивируют чувство ложной исключительности, что, в принципе, и не плохо.


Изложение материала я поведу в своей привычной манере: с сухим, материалистичным подходом, ибо я искренне убеждён, что мифотворчества в этой сфере хватает, а наткнуться на эту статью могут лишь те, кто действительно хочет разобраться во внутренних аспектах боевых искусств и понять для себя, нужна им подобная практика или нет. Постараюсь я это сделать, как обычно, максимально лаконично и последовательно, не затягивая, но, как Вы понимаете, тема сложная и требует большого количества дополнительных пояснений.


Для начала хотелось бы разделить несколько понятий, которые чаще всего вызывают путаницу при обсуждении подобных тем. Есть чёткая разница между боевым искусством и рукопашным боем. Заключается она в целеполагании. Когда мы говорим о системах рукопашного боя, мы, как правило, говорим о наборе способов и методов рационального противодействия противнику в рукопашной схватке. Первичная мотивация для большинства людей при этом - преодолеть чувство неуверенности и незащищённости в социальной сфере, которое, как многие из нас знают, накладывает отпечаток на поступки и действия человека в повседневной жизни, ограничивая его и не давая возможности в полной мере реализовать свой потенциал. То есть это набор техник по охране и защите собственных границ, которые человек осваивает для того, чтобы избавиться от негативных поведенческих и мыслительных паттернов.


Обретая силу, человек, порой, меняется до неузнаваемости… Он становится более расслабленным, уверенным, чувствует свою значимость и начинает вести себя гораздо более раскованно. Однако раскованность эта может быть совершенно разной. Кто-то, научившись защищаться, спокойно выдохнет и будет заниматься любимыми делами, не переживая о потенциальной агрессии в свой адрес, а кто-то, как часто бывает, становится задирой и хулиганом, пользуясь своей силой как механизмом обеспечения собственной доминантности за счёт подавления более слабых и беззащитных.


Происходит это потому, что любая система рукопашного боя - это лишь ремесло, которое не имеет никаких других целей и задач, кроме тех, которые перед ним непосредственно поставлены. Это инструмент, не наделённый абстрактным смыслом, что-то сродни молотку или ножу, чьё назначение вполне определённо и не нуждается ни в каких дополнительных пояснениях.


В случае с рукопашным боем, как мы уже говорили, - это набор приёмов и методов противодействия противнику(ам) в рукопашной схватке с последующим выведением их из строя, на время или на совсем. Звучит немного жестковато, однако цель заключается именно в этом. Рукопашный бой - это оружие, точно такое же как пистолет, которое находится всегда с тобой и способно сыграть решающую роль в экстремальных конфликтных ситуациях, где вопрос, зачастую, стоит ребром. Однако само оружие лишь выполняет поставленные перед ним задачи: уничтожение или травмирование противника, безотносительно того, кто прав или виноват. Соответственно, во благо оно применяется или со злым умыслом будет напрямую зависеть от того, кто этим оружием владеет.


Качество технического исполнения никак не влияет на содержательную часть и контекст, в котором то или иное ремесло используется. Можно быть потрясающе технически одарённым художником, но рисовать, при этом, не имеющую смысла ерунду. Можно виртуозно владеть фотошопом, но создавать при помощи него совершенно бездарный дизайн. Можно быть феноменально одарённым певцом, оставаясь, при этом, абсолютно никому не интересным. Однако надо оговориться: технически задача будет выполнена прекрасно и результат порадует подавляющее большинство.


Именно поэтому нельзя утверждать, что есть большое количество людей, которые занимаются боевыми искусствами, ибо то, что они делают, назвать искусством нельзя. Они овладевают ремеслом ведения рукопашной схватки, достигая, при этом, исключительно прикладных целей: победить противника.


Отсюда вытекает закономерный вопрос: а что же такое боевое искусство?


Боевое искусство, как и любое другое искусство, возникает как высшее проявление мастерства. Значит ли это, что мастер боевых искусств будет сильнее профессионального спортсмена в реальном бою? Не обязательно… Искусство - это не то, что именно вы делаете, а глубина и смысл, которые вы вкладываете в каждое движение и действие, используя ремесло как средство самовыражения, а не как саму цель. Другими словами, гениальный художник не обязательно рисует быстрее всех, лучше всех, техничней всех… Может линии, которые он проводит, далеки от работы мастеров по проведению прямых линий без линейки, но этого вполне достаточно для того, чтобы суметь получить именно тот результат, который он задумал…


Резюмируя, можно сделать небольшое обобщение: искусство является проекцией внутреннего устройства и структуры того или иного человека, выраженной посредством ремесла, в то время, как само ремесло - это набор способов и методов по достижению определённых результатов и решению прикладных задач.


Объективной оценке искусство плохо поддаётся. Именно поэтому крайне сложно проводить соревнования среди художников с точки зрения ценности созданного, можно лишь проверить, кто из них наиболее ловко и шустро машет кисточкой, быстрее всех решая поставленные задачи в соответствии с заданными критериями. Однако это сравнение ровно ничего не даст, так как в данном случае речь идёт лишь о решении закрытых вопросов, где результат заведомо известен, но если, например, нужен прям очень быстрый и ловкий карикатурист - то это замечательный способ его найти. При этом отношение к искусству это имеет столько же, сколько игра на двух роялях с завязанными глазами одновременно к написанию музыки.


Касательно же произведений искусства - это всегда штучный товар. Универсальных критериев для его оценки попросту не существует. Человек, умеющий создавать шедевральные картины, с очень большой вероятностью продует на подобных состязаниях в пух и прах.


Именно поэтому многие мастера боевых искусств не считали соревнования самоцелью, а кто-то даже был против, так как в случае с проведением подобных мероприятий речь идёт о выявлении наиболее технически и физически подготовленного бойца, который, при всём при этом, вполне может побеждать, не вкладывая в свои движения никакого дополнительного смысла, кроме того, что заложен изначально: вывести противника из строя.


Такой подход к изучению техники рукопашного боя применяется для воспитания бойца - человека, который профессионально дерётся на ринге, зарабатывая этим деньги. Его ценность определяется способностью побеждать и зрелищностью проводимых им боёв. В конечном итоге, именно соответствие этим параметрам приносит ему максимальные дивиденды. Всё остальное для него, в принципе, вторично.


В боевых же искусствах дела обстоят совершенно иным образом… Основной смысл осознанной практики любой системы рукопашного боя как искусства заключается в том, чтобы максимально хорошо освоить технику, тактику и философию ведения поединка с дальнейшим переносом принципов, лежащих в их основе, на личные поведенческие стереотипы, а так же использовать тактику взаимодействия в поединке как шаблон для оценки ситуации и выбора оптимального пути развития.


Занимаясь рукопашным боем, мы стремимся оптимизировать энергозатраты во время ведения схватки: путём длительных и изнуряющих тренировок мы вырабатываем оптимальную технику выполнения того или иного движения, бессчётное количество раз повторяя одни и те же действия, стремясь к совершенству. Регулярно практикуя боевые искусства, мы воспитываем в себе такие качества, как сила воли, дисциплина, самоотверженность, трудолюбие, целеустремлённость, терпение, решительность… Эти качества формируют внутренний стержень человека и позволяют ему стать хозяином собственной жизни, обрести внутренний контроль, управлять своей личностью и мыслями, укротить животную природу и выйти на абсолютно новый уровень осознанности, недоступный большинству людей.


Помимо этого, регулярно практикуя поединок и применяя изученные техники на практике, становятся понятными простые прописные истины: не только Вы будете наносить удары по противнику, но и он будет бить Вас в ответ. Прежде чем Вы в полной мере овладеете инструментами ведения боя и научитесь их использовать в рукопашной схватке, Вас побьют на тренировке столько раз, сколько никогда бы не побили даже за несколько жизней. Всё это, так или иначе, учит бойца быть существенно более скромным и уважать других, пониманию правил этикета и осознанию базовых человеческих ценностей. По-настоящему обученный рукопашник никогда не станет хамить или совершать немотивированные насильственные действия в отношении другого человека с точки зрения, во-первых, моральной: воинский этикет и культура попросту не позволят ему этого сделать, так как неспортивное, а во-вторых - прагматической: абсолютно непонятно, кто перед ним стоит и чем для него обернётся агрессия.


Основа взаимодействия между людьми при проведении совместных тренировок по боевым искусствам - безграничное уважение и почтение к товарищам, так как во время занятий Вы, в сущности, доверяете им свою жизнь. Постоянно отрабатывая технику и спаррингуя в паре с партнёром, Вы вырабатываете совершенно новый уровень взаимного уважения и доверия: там, где он может Вас ударить и нейтрализовать, одержав решительную победу, он лишь обозначает, оберегая Вас от травмы, работает аккуратно и мягко, стараясь как можно техничнее провести приём, не нанеся существенного вреда здоровью. Вы же, в свою очередь, отвечаете ему взаимностью. Именно поэтому совместная практика боевых искусств очень укрепляет дружеские отношения и служит некой лакмусовой бумажкой, которая позволяет увидеть характер и внутренний мир человека буквально за несколько движений, понять, соответствует ли он перечисленным выше параметрам или нет, а отсюда и целесообразность дальнейшего с ним взаимодействия.


После определённого накопительного периода, качества, выработанные рукопашником, могут применяться к любому делу: будь то личная или деловая сфера. Дело в том, что процесс освоения навыков рукопашного боя выстроен таким образом, что Вы научитесь видеть события в динамике и во времени, извлекая выводы из своих поражений и побед. В принципе, такое понятие как поражение перестанет для Вас существовать, так как Вы совершенно точно осознаете: невозможно добиться результата, ни разу не проиграв. Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. Для того, чтобы грамотно относиться к неудачам, необходимо осознать их природу, ведь поражение и победа - относительны. Любой опыт - это ничто иное, как проверка своих теорий на практике с получением как позитивной, так и негативной обратной связи с дальнейшим конструктивным анализом и извлечением промежуточных выводов. Хорошим или плохим его делает наша персональная система интерпретаций, заставляя рефлексировать и трактовать события исходя из выгоды с точки зрения сиюминутной доминантности.


Центральную роль в философии боевых искусств, как Вы успели понять, играет минимизация гнилостного аспекта нашего эго. Необходимо это не для того, чтобы заставить Вас чувствовать себя недостойным или хуже остальных, за счёт чего выслужиться перед высшим разумом. Ни в коем случае. Это важно с точки зрения минимизации дисторсии (искажения) при получении обратной связи. Очищая себя от лишних мыслей и оценочных суждений, мы научимся получать из внешнего мира более полную и достоверную информацию с минимальной долей субъективизма.


Дело в том, что при получении обратной связи, среднестатистический человек слишком много внимания уделяет оценочным суждениям. Именно поэтому у него в голове откладывается не сухая информация о механике произошедшего, а лишь мысли о том, как он к этой информации относится. Зачастую люди идут на поводу у своих эмоций и делают совершенно неверные выводы, которые мешают им стать успешными в том или ином деле. Именно поэтому очень многие бросают начатое после первых поражений, считая, что им попросту не дано, что они «плохие» и бездарные, что все остальные лучше них и так далее… Ценности в этой информации нет абсолютно никакой, так как она вся относится к эмоциональной сфере. Конструктивных выводов из неё не сделаешь…


В случае с рукопашным боем, необходимо разобраться самому или спросить у тренера: где допущены основные ошибки и каким образом можно их исправить, получить как можно более полную и достоверную обратную связь, тщательно проанализировать полученную информацию. Боевые искусства - это та область, в которой ни у кого и ничего не получается сразу. Однако эмоциональный аспект зашкаливает и человек попросту перестаёт адекватно мыслить…


Резюмируя всё вышесказанное, можно сделать промежуточный вывод: минимизация эго в философии боевых искусств нужна для того, чтобы выстроить эффективный аналитический аппарат в голове у бойца, а тренировка специфических личностных качеств, таких, как сила воли, целеустремлённость и т.д., для того, чтобы научиться управлять своим внутренним состоянием, стабилизировать психику и меняться под воздействием новой полученной информации.


Всё это призвано не для того, чтобы продемонстрировать своё величие миру. Отнюдь. Подавляющее большинство людей даже не заметят Вашего труда и того, что Вы отличаетесь от них. Это необходимо лишь с точки зрения наращивания личной эффективности.


В боевых искусствах мы очень много внимания уделяем монотонной тренировке и практике, стремясь, зачастую, к недостижимым идеалам. Это стремление мы называем «путём». «Путь» бесконечен. По мере следования «пути», Вы будете неизбежно осознавать масштаб своего невежества, ибо граница соприкосновения с неизвестным будет неизменно шириться: знаний в мире на порядок больше, чем может вместить даже самая светлая голова. Умным себя может считать лишь тот, кто не осведомлён об их существовании. Мудрый же лишь осведомлён о степени своего глубочайшего невежества. Именно поэтому наилучший путь в боевых искусствах - это путь вечного ученика, человека ищущего и жадного до новых знаний.


Этот путь не призван сделать Вас супер-успешным и богатым, хотя это, конечно, не исключено. Всё будет зависеть от того, на чём именно Вы сосредоточите своё внимание. Основная задача данного пути - придать глубину проживаемым событиям, открыть для человека новые горизонты и, в конечном итоге, привести его к самореализации - высшей жизненной цели.


Управление вниманием - один из наиболее интересных аспектов в философии боевых искусств. Воспитав себя должным образом, Вам будет гораздо проще стать успешным в том, чем Вы занимаетесь. Однако сама деятельность может сильно разниться по своему содержанию и наполнению. Регулярно тренируясь и систематически идя к своей цели, не плохо было бы задаваться вопросом: а что в конце пути? Куда ведёт моя дорога? Стать сильнее - это только часть задачи, другая же часть заключается в поиске конструктивного русла, куда эту силу можно направить, ибо без него всё это теряет смысл.


Весьма сложно найти подходящую сферу деятельности для самореализации. Это вопрос, беспокоящий очень многих.


Сконцентрировавшись на чуждой Вам деятельности, Вы, определённо, сможете добиться успеха, однако не все дороги ведут в «Шамбалу». Выбирая не тот путь, в погоне за «чужими» целями, Вы, рано или поздно, обнаружите себя в месте, в котором не хотите находиться, несмотря на то, что так усердно туда стремились. Выбраться же оттуда будет весьма непросто. Именно поэтому, на мой взгляд, необходимо как можно более тщательно изучать себя и свою природу: понять, кем Вы являетесь и как выглядит тот идеальный мир, в котором Вы хотели бы жить.


Выстроив жизнеспособный аналитический аппарат, Вам не составит труда пересмотреть и заново проанализировать Ваш жизненный опыт, обратить внимание на те аспекты своей личности, которые Вы упорно предпочитали не замечать. Осознав и приняв правду о себе, гораздо проще честно ответить на весьма сложный, фундаментальный жизненный вопрос: что делать?


Для этого необходимо подойти к организации своей жизни с точки зрения тактического и стратегического планирования: подумайте, каким должен быть Ваш идеальный образ сейчас? В двадцать, тридцать, сорок, пятьдесят лет?… Как выглядит Ваш идеальный день? Круг общения? Досуг? Продумайте каждую мелочь, ибо успех во многом зависит от грамотного целеполагания - основы эффективной самоорганизации.


Базовый механизм самореализации заключается в осознании ценности, создаваемой Вами в процессе труда и творческой деятельности, а также её признание обществом. Паразитируя на окружающих людях, пускай виртуозно и гениально, не производя, при этом, никакого блага, сложно раскрыться как личность, так как результат будет весьма сомнительным.


Разумеется, есть и такие пути. Кому-то они даже идеально подойдут. Однако здесь я говорю не про всех и не для всех людей, а лишь для тех, кто искренне заинтересован и занимается работой над собой, стремясь к высоким идеалам.

Аспект работы с оружием и защита от группового нападения - неотъемлемая часть практики в любом прикладном стиле рукопашного боя. С точки зрения методической ценности, изучение основ работы против превосходящего по силам противника заставляет бойца мыслить более системно, масштабно и объёмно, так как пистолет или нож в руках Вашего оппонента кардинально меняет ситуацию, а, значит, и тактику ведения поединка.


Алгоритм жёсткого подавления противника, весьма эффективно работающий в контактных спортивных единоборствах, предполагает относительное равенство соперников и честные условия проведения схватки. Если плотно заняться набивкой тела, укрепить ударные конечности и наработать необходимые кондиции, становится возможным ведение поединка с применением тактики лобового столкновения, где удары противника принимаются на блок и борьба идёт один на один. В данном случае столкновение силой на силу весьма оправдано и обосновано: в конечном итоге суть такого поединка заключается в выявлении сильнейшего бойца в заданных условиях.


Касательно реальной практики, попытка принять удар ножом или палкой на тело неизбежно закончится плачевно для обороняющегося, так как урон, наносимый оружием при ведении рукопашной схватки, очень часто приводит к летальному исходу. Практикуя техники защиты против оружия, бойцу постепенно становится понятно, что принципы, лежащие в основе многих спортивных единоборств, не подходят для систем прикладного боя, так как любое лобовое столкновение может закончиться нанесением критического урона, после которого боец будет выведен из строя.


Занимаясь решением вопросов неравного противостояния, мы приходим к пониманию важности чувствительности, текучести, отзывчивости и адаптивности техники рукопашного боя. Разница между противниками на улице, зачастую, может быть качественной: человек, вооружённый ножом или пистолетом существенно превосходит безоружного противника. Именно поэтому механика и алгоритм действий рукопашника в ситуации реальной уличной самообороны будет подчинён другим принципам.


Основа техники защиты против вооружённого противника заключается в понимании сути вооружённой атаки: успешное попадание оружием в цель выводит обороняющегося бойца из строя. Именно поэтому мы стараемся не блокировать удары противника, а парировать их, пускать по касательной и проваливать, после чего стремимся поймать контакт и удерживать контроль для осуществления дальнейших контратакующих действий. Для этого мы учимся чувствовать и предугадывать движения оппонента, нарабатываем отзывчивость нашего тела и воспитываем алгоритмы незамедлительного реагирования на минимальное силовое воздействие, стараясь провалить противника и использовать его кинетическую энергию против него.


В сущности, основой тактики стритфайтинга является органичное комбинирование и слияние техник жёсткого и решительного подавления агрессора с техниками мягкого, тонкого взаимодействия, где мы не упираемся лоб в лоб, а грамотно управляем нашим противником, используя его силу в свою пользу, оптимизируя энергозатраты во время боя.


То же самое касается и защиты против нескольких противников, где те же боевые алгоритмы приобретают несколько более объёмный характер.


Разумеется, не существует идеальной техники защиты против вооружённого противника и группы нападающих, однако сама практика этих аспектов боевого искусства позволяет прочувствовать и понять неравенство распределения сил в реальной жизни. Со временем, это даст бойцу понимание границ его возможностей, научит более тонкому восприятию силовых потоков, как в бою, так и в жизни, а так же поможет осознать ограниченность его ресурсов, распределять которые необходимо грамотно и экономно. В этом же заключается философская ценность.


Не все стены можно пробить лбом, не через все стены можно перепрыгнуть, а так же нет смысла даже пробовать плыть против некоторых течений. Практикуя отзывчивость сознания и адаптируя структурное, объёмное мышление, мы начинаем понимать событийную динамику, учимся чувствовать силовые потоки и их направления, взаимодействие между ними, а так же искать сонаправленные с нами течения.


Даже воспитав невиданную силу воли, дисциплину, характер и решительность, для очень многих жизненных ситуаций Ваш максимум окажется значительно ниже необходимого минимума. К сожалению, оперативно с этим сделать ничего нельзя. Поэтому наша задача заключается в том, чтобы научиться грамотно и мягко действовать и ориентироваться в жизненных обстоятельствах, встраиваться в устремлённый в желаемом направлении жизненный поток, прилагая усилия, волю и характер для того, чтобы наилучшим образом в нём ориентироваться.


Со временем, любой поток может свернуть в нежелательную для Вас сторону, однако умение чувствовать и пониматься окружающую обстановку, умение анализировать и прогнозировать тренды, видеть события объёмно и в динамике, позволит Вам эффективно лавировать среди постоянно меняющихся условий, импровизировать и с неизменным постоянством достигать поставленные цели.


Данная статья - лишь поверхностное, тезисное описание основных моментов, которые, на мой взгляд, составляют парадигму философии боевых искусств. Обсуждать каждый из них можно бесконечно, однако в этом случае, данная статья не закончится никогда. Посему, подведём итоги.


Резюмируя всё вышесказанное, хотелось бы дать краткое описание сути философии боевых искусств.Суть философии боевых искусств заключается в воспитании сильной, уверенной личности, развитии её творческого потенциала, выработке наиболее оптимальных поведенческих алгоритмов, а также следование принципам эффективного взаимодействия с окружающим миром, преследуя цель самоактуализации личности.