Дзигоро Кано

Виды искусств

Восток

Запад

Россия и СНГ

Страны бойцов (все)
Бойцы из Россия Бойцы из США Бойцы из Греция Бойцы из Япония Бойцы из Франция Бойцы из Бразилия Бойцы из Канада Бойцы из Голландия Бойцы из Хорватия Бойцы из Украина Бойцы из Беларусь Бойцы из Англия Бойцы из Мексика Бойцы из Армения Бойцы из Новая Зеландия
Философия.

Создатель первого Кодокан Дзюдо, Кано Дзигоро, был рожден в 1860 году в Микагэ, маленьком приморском городке, недалеко от Киото («столица Мира и спокойствия») когда-то - столица Японии). Семья Кано принадлежала к великому древле самурайскому роду, это послужило причиной тому, что Кано с детства получал комплексное воспитание, был старательным в учениях и усидчив. После окончания школы, в 1971 году, Кано с родителями переехал в Токио и поступил в местный императорский университет.

Будучи физически слабым ребенком Дзигоро довольно часто становился жертвой уличных забияк, которые его безжалостно избивали. Из-за этого он стал искать возможность поправить свое слабое здоровье. Он начал себя физически воспитывать, занимаясь греблей, гимнастикой, бейсболом и туризмом. Спустя 2 года он удовлетворенно отметил, что стал вполне здоровым.

Тем не менее, основным переломом в его жизни стал период, когда он решил заняться Дзюдзюцу (Джиу-джитсу). Именно в университете, практикуя Дзюдзюцу, Кано проникся желанием гармоничного развития духа и тела.

В 1877 году он поступил в школу Тэндзин Синъё-рю, руководимую Фукудой Хатиносукэ, бывшим воспитанником Исо Матоэмона. В эпоху Мэйдзи школа Тэндзин Синъё-рю была лишена какой-либо боевой направленности, однако сохранила репутацию эффективной системы самообороны. Кано был одним из лучших учеников Фукуды, несмотря на большие требования и физические нагрузки. Его интерес к Дзюдздюцу рос с каждым занятием. Особенностью этой школы считались атэ-вадза (”удары“), и катамэ-вадза (”захваты“). Разорванная на куски уваги (тренировочная куртка) Дзигоро, хранимая до сих пор семьей Кано как одна из реликвий, показывает то рвение, с каким он отдавался тренировкам. Он часто травмировался на занятиях, а вне додзё знакомые предъявляли ему претензии за самолечение полученных ран. Они жаловались на очень дурно пахнущие (запах был настолько силен, что о присутствии Кано узнавали еще не видя его самого) “кановские мази” - смеси, которыми он покрывал свои травмы.

Со смертью Фукуды и его приемника Исо Масатомо Кано был вынужден продолжить обучение в ином месте - Кито-рю, где его наставником стал Иикубо Цунэтоси. Ран - система, которой обучал Иикубо сильно отличалась от Джиу-джитсу других рю. Иикубо больше уделял внимание абстрактной символике в связи с физической техникой, нежели физическими нагрузками. Основной упор в школе Кито-рю делался на нагэ-вадза (”броски“).

Конечным, усиленным действием занятий в институтах Тэндзин Синъё-рю и Кито-рю явилась становящаяся все более сильной жажда знаний о Дзюдзюцу. Кано стал рассматривать с научной точки зрения другие течения классического Будзюцу, в частности - методы борьбы без оружия. В то время в Японии большинство населения было настроено против традиционных институтов, верований и обычаев. Дзигоро расстраивало то, что классическое Дзюдзюцу по этой причине стало не в милости. А с угнетением самого Дзюдзюцу притуплялся и престиж многих признанных его мастеров. Из-за этого Кано твердо решил вернуть Дзюдзюцу бывалую славу…

Исполнение поставленной перед собой задачи Дзигоро начал с изменения Дзюдзюцу на свой особый лад, так, чтобы для общества эпохи Мэйдзи оно было привлекательным и полезным. В 1882 году он уже выступал со своей синтезированной системой. Эту систему Кано назвал Кодокан .

Кодокан Дзюдо является очень неоднородной системой. Кано явно стремился сделать ее орудием для мити-о осамэру (”овладения путем“). Он целенаправлено выбрал слово “Дзюдо“, для того, чтобы подчеркнуть значимость философской части “до” как “пути к человечности“. Дзигоро видел в Дзюдо систему совершенствования личности и общества в первую очередь, в то время как другие были уверены, что истинное назначение Дзюдзюцу - подготовка человека к безжалостной борьбе на смерть. Но, тем не менее, Дзюдо показало, что не только имеет право на существование но и может внести новую волну в мир Будзюцу, как гармоничное и благородное боевое искусство.

В 1909 году Кано стал тренером Международного олимпийского комитета, а в 1919 - назначен президентом Японской атлетической организации.

В последующие годы Дзигоро Кано вложил свои усилия в развитие теории духовного стержня Дзюдо. Результатом проделанной работы стало создание Культурного общества Кодокан в 1922 году.

4 мая, 1938 года, Кано умер от воспаления лёгких, во время путешествия домой из Европы в Японию. На тот момент ему было 77 лет.