Киай-дзюцу

Виды искусств

Восток

Запад

Россия и СНГ

Страны бойцов (все)
Бойцы из Россия Бойцы из США Бойцы из Греция Бойцы из Япония Бойцы из Франция Бойцы из Бразилия Бойцы из Канада Бойцы из Голландия Бойцы из Хорватия Бойцы из Украина Бойцы из Беларусь Бойцы из Англия Бойцы из Мексика Бойцы из Армения Бойцы из Новая Зеландия
Философия.

   Киай-дзюцу — это боевое искусство поражения противника криком.

   Внутренняя энергетика человека внешне видна через позы, манеру движений тела, мимику, голос. Японские мастера называют видимые проявления внутренней энергии человека терминами «кисэй» и «киай». «Кисэй» относится к позам и движениям человека, а «киай» — к его голосу. Данные понятия тесно связаны с понятием «ки» (китайское «ци»), которое лежит в основе философии, медицины и боевых искусств Дальнего Востока.

   «Ки», это некая энергия, наполняющая все во Вселенной с момента её зарождения. Она является основой существования и определяет варианты действия всех вещей. Кроме «изначальной энергии», получаемой при рождении (согласно западным теориям, ее определяют как «адаптивную энергию клеток»), человек постоянно получает «ки» во время питания, дыхания, а также путем энергетического обмена с природой и с другими людьми. Исчезновение потока постоянно циркулирующей в организме «ки» означает смерть. Откровенно говоря, вопрос точной и неопровержимой идентификации энергии «ки» достаточно сложен и нет уверенности, что он будет решен в ближайшем будущем.

   Когда энергия «ки» имеется в организме в достаточном количестве, то она как бы «выходит» наружу, внешне проявляясь в мимике человека, плавности, экономности и «наполненности» как движений, так и статичных положений. И это относится не только к практике воинских искусств, но и к повседневной жизни. Это и описывается термином «кисэй». Например, плавно и мягко ступающий тигр в природе, с необыкновенной гармонией движений и явно ощущающейся внутренней мощью и силой, демонстрирует практически идеальное состояние «кисэй».

   Подобно «кисэй», понятие «киай» показывает уровень владения «ки», внутреннее физическое и духовное состояние человека, проявляющееся в голосе. Очень давно среди японских мастеров ходит выражение: «Когда энергия (ки) в достатке, возникает сила. В точке, где существует сила, собирается дух. Энергия, сила и дух, слитые воедино, рождают киай».

   Киай-дзюцу- малоизвестная техника, исторически которой по настоящему владели лишь единицы среди мастеров боевых искусств. Не вызывает сомнений, что боевое использование крика знали во многих странах, но лишь в Японии оно стало отдельной дисциплиной под названием «техника киай».

   Методика киай-дзюцу направлена на то, чтобы, используя звук, брать под контроль как собственное ментальное и физическое состояние, так и состояние противника. При этом техника киай не ставит себя в границы исключительно боевого применения, а служит также отличным методом восстановления здоровья, снятия стресса и усталости, достижения высших состояний сознания и даже взращивания так называемого «шестого чувства».

   Скорее всего, не существует такой школы единоборств, где бы во время занятий не использовались выкрики при проведении ударов и других приемов. Но крик при этом рассматривается как способ более полного выброса силы. На втором месте стоит увеличение собственного психоэмоционального потенциала и только затем следуют условия морального воздействия на противника. И лишь киай-дзюцу рассматривает крик как самостоятельную и зачастую неотразимую атаку.

   Надо сказать, что правильно исполненный киай — это не просто крик, короткий или долгий, а специальное психофизическое состояние. Нужно добиться того, чтобы звук направлялся как бы изнутри, а не возникал в области голосовых связок, что требует неусыпного внимания на практике. Неподготовленному человеку исполнить это очень тяжело, однако принято считать, что даже обыкновенный мощный выкрик серьезно активизирует циркуляцию «ки» в организме. Именно поэтому, например, в Сёриндзи-кэмпо учителя все время требуют от занимающихся выполнения всех приемов с громкими криками-выдохами «яа-а» и «йо-о» и по тону звука определяют степень старания учеников на тренировке и класс их развития.

   В Японии уверены, что киай-дзюцу возникло из аскетической практики горных отшельников, называемых сюгэндо. Но другие исследователи, проведя анализ техники нынешнего киай-дзюцу говорят, что сильнейшее влияние на него оказали уже позабытые в самом Китае магические практики «сяо», что можно перевести как «выть, реветь». Практика сяо шла в виде неких заклинаний, где имитировались звуки бури, грома, крики диких птиц и тому подобное. Легенды повествуют, что мастера сяо могли по своему желанию вызывать и прекращать дождь, разгонять тучи, подманивать диких птиц. Даже в современной Японии периодически случается, что в деревнях родители не дают детям при игре на флейте из бамбука извлекать слишком высокие ноты, так как считается что они приманивают злых духов. Это поверье идет от веры в «кото дама», то есть в слова, наделенные магической силой, которая начинает действовать при их произнесении. А основатель айкидо Мэрихэй Уэсиба считал «кото дама» обязательной частью своих занятий.

   Китайские наработки «сяо», попав в Японию вместе с буддизмом и смешавшись там с традиционной музыкой и гимнами, привели к рождению «кото дама», которые затем стали основой для молитв синтоистов «хараикотоба», «норито» и некоторых других. Также «работу с голосом» практикуют и в японском эзотерическом буддизме Сингон, где существует особая начитка мантр, одновременно с сплетениями пальцев «кудзи-ин». Получается некий метод концентрации и достижения особых состояний сознания. Чтение мантр и сплетение пальцев раньше было составной частью в киай-до, которое комплексный метод духовной практики. Лишь в самом конце эпохи Мэйдзи (1868— 1912) понятие «киай-до» стало использоваться в узком смысле, как техника моментального извлечения силы используя крик.

   Во времена феодальных междоусобных войн (эпоха «воюющих царств» 1467—1568) возникали многие школывоинских искусств, которые активно брали на вооружение базу психотехники сюгэндо. С этого времени происходит сливание наработок киай-дзюцу с разнообразными японскими воинскими школами. В период эпохи Эдо (1600—1868) техника киай-дзюцу стала практиковаться не только как оружие, но и как метод исцеления, а также как способ духовного развития личности.

   Во времена буржуазной революции Мэйдзи в Японии были рассекречены многие тайные техники (в том числе и киай-дзюцу) и имена мастеров. Из мастеров киай-дзюцу особую известность получили Хамагути Югаку, Коя Тэцуиси, Мацумото Тиваки и Эма Сюнъити. Многие из них практиковали киай-дзюцу как способ лечения страждущих как, например, Хамагути Югаку и Коя Тэцуиси.

Киай-дзюцу против ножа
Дошедшие до нашего времени методы киай-дзюцу представляют собой в целом нечто большее, чем просто запугивание противника криком. Этап отработки базовой техники киай-до по своей структуре сходно с цигуном, где вначале тренируют способы набора, смешивания и испускания «ки». Он состоит из методов «регулировки тела», «регулировки дыхания» и «испускания звуков». Различают методы быстрого и медленного вдоха, имеющих конкретное применение в целях самозащиты (так называемое «киатэ» — поражение с помощью «ки»), после освоения которых переходят к методу «взаимного киай».

   На этой стадии в положениях стоя, сидя и на коленях закрепляют полученные навыки с учетом реально возникающих ситуаций, где нужно точно выбирать момент испускания «киай», длительность и высоту звука и т.д. В методе быстрого вдоха используются выкрики «эй», «яа-а», «то-о», аналогичные тем, которые практикуют в современных будо.

   Однако, если в будо их цель — увеличение силы и скорости выполняемых технических действий, то целью киайдо является «очищение сознания», повышение интуиции и чувствительности к внешним воздействиям, а также достижение гармонии и единства «тела и духа». С этой целью в методе быстрого вдоха, выполняя специальные движения, вдыхают максимальное количество воздуха, что приводит затем к внутреннему взрыву, аналогично тому, как лопается надутый воздухом воздушный шар. При этом рождается особый резонансный крик (киай) и вызывается ударная воздушная волна. Естественно, что подобные методы без грамотного и квалифицированного руководства практиковать бессмысленно, ибо в противном случае вред собственному здоровью неизбежен.

   Отметим, что эксперименты, проведенные французскими учеными на добровольцах, показали, что интенсивный звук мощностью 90 децибел вызывает у людей потерю ориентации в пространстве, резкое ухудшение зрения и непроизвольные судороги мышц. Между тем, «Книга рекордов Гиннесса» свидетельствует: крик 14-летней школьницы достигал 125 децибел! Для сравнения: шум идущего поезда составляет около 90 децибел, звук артиллерийского выстрела — 120 децибел, рев реактивного авиационного двигателя — 140.

   В дошедшей до нашего времени старинной технике «симпо киай» («метод духовного киай»), тренируют способность издавать тонкий «как игла» звук на одной частоте без напряжения голосовых связок, а максимально расслабляя плечи и грудь при специальном положении шеи и головы. Затем добиваются резонирования звука в организме наподобие того, как звучит корпус гитары, если коснуться одной из струн. Рядом с учеником могут положить какой-либо музыкальный инструмент или колокольчик, который начинает звучать при правильном выполнении упражнения. Если голос человека в обычной жизни относится к «голосу земли», то в «симпо киай» практикуют звук ниже на октаву, который расслабляет дыхательные мышцы и голосовые связки, что затем дает возможность взять под контроль тональность голоса при воздействии на противника.

   Современной науке отлично известно, что низкочастотный инфразвук (менее 16 герц) приводит к подавлению сознания человека, вызывает ощущение усталости, тоски, непонятного страха. Интенсивное излучение инфразука (более 105 децибел) может оказаться причиной временной слепоты, поражение работы вестибулярного аппарата, тошнота и рвота и даже смерть. Наверное, это еще одна из возможных разгадок киай.

   В процессе занятий постепенно к ученикам приходит умение издавать правильный крик. Одновременно возрастает способность к концентрации, развивается духовная сила, подобно тому как при практике цигун возникают «шесть чудесных способностей». В «симпо киай» известно по десять форм в положениях сидя на пятках и стоя, а также десять форм «сотай (взаимного) киай» и пять форм для реального применения. Например, в упражнениях «сотай киай» развивается умение подавлять ки противника и «ломать» его дыхательный ритм, вплоть до полной остановки дыхания…

   Предельной демонстрацией киай является «фукуми киай» или «крик без звука», характеризующий состояние мастера, в котором он может при отсутствии физических действий и крика подчинить противника собственной воле.

   В общем смысле «беззвучный киай» является последней и, наверное, идеальной ступенью постижения боевого искусства в процессе духовных и физических тренировок. В узком смысле «беззвучный киай»- основа метода долгого вдоха и дает эффект идентичный жесткому гипнозу. Практический эффект «беззвучного киай» напрямую связан с общим уровнем духовного развития и психических способностей человека.