Дзюдо

Виды искусств

Восток

Запад

Россия и СНГ

Страны бойцов (все)
Бойцы из Россия Бойцы из США Бойцы из Греция Бойцы из Япония Бойцы из Франция Бойцы из Бразилия Бойцы из Канада Бойцы из Голландия Бойцы из Хорватия Бойцы из Украина Бойцы из Беларусь Бойцы из Англия Бойцы из Мексика Бойцы из Армения Бойцы из Новая Зеландия
Философия.

Дзю-до («Путь гибкости», или «мягкий путь») - боевое и спортивное Дзюдоединоборство, которое создал в 1882— 1887 гг. японский педагог Кано Дзигоро (1860—1938). Является самым известным и популярным в мире видом восточных единоборств.

Из истории дзюдо

В 1877 г. Кано поступил в Токийский университет и одновременно начал изучать дзю-дзюцу. В 1877—79 гг. он учился у мастера Фукуда Хатиноскэ из школы Тэнсин-синъё-рю; в 1879—81 гг. у мастера Исо Масатомо той же школы; в 1881 — 82 гг. у мастера Икубо Цунэтоси из школы Кито-рю. Все трое учителей Кано были очень старые, занятия у каждого из них прекращались в связи со смертью учителей.

Кано позже вспоминал об этом периоде ученичества и поисков следующим образом: «Я изучал искусство дзю-дзюцу у знаменитых мастеров позднего феодализма, которые были еще живы в пору моей юности. Их наставления обладали большой ценностью, так как являлись результатом долговременного опыта. Однако все эти наставления давались не в виде разъяснения способов практического приложения некоего всеобъемлющего принципа, но лишь как независимые изобретения отдельных специалистов. Обнаруживая различия в технике, я часто оказывался в затруднительном положении, не зная, что здесь верно, а что нет, и чему следовать предпочтительнее. Такая ситуация привела меня к мысли о необходимости более тщательно изучить предмет».

Кано приобрел на деньги отца редкие трактаты, излагающие теорию школ дзю-дзюцу Сэйго-рю, Сэкигути-рю, а также Кито-рю. Наследие последней из трех, видимо, сыграло решающую роль в оформлении его теоретической платформы. Во всяком случае, в июне 1882 г. у Кано появился первый ученик. Свое додзё при храме Эйсё в Токио, Кано назвал Кодокан (Храм постижения Пути). В августе того же года у него были уже 6 учеников, и в это же время появился седьмой — знаменитый Сида Сиро (он же Сайго Сиро, он же Сугата Сансиро; 1868—1922).

Итак, основополагающий принцип был определен: «Этот принцип — наиболее эффективное использование духовной и физической энергии в достижении конкретной цели». Впрочем, различия между «старым» дзю-дзюцу и «новым» дзюдо были незначительны, по крайней мере в том, что касалось техники. Сам Кано отмечал: «Дзю-дзюцу я трактую как искусство или практику наиболее эффективного использования духовной и физической энергии, а дзюдо — как путь и принцип этого использования».

Современные японские исследователи (например, Обата Тосисиро) смотрят на дело очень просто: у 22-летнего Кано не было «мэнкё кайдэн». Поэтому ему для открытия собственного додзё понадобилось заявить во всеуслышание о том, что он не продолжатель традиции какой-то конкретной школы дзю-дзюцу, а создатель совершенно новой.

Однако такое мнение и верно, и ошибочно сразу. Возможно, что Кано действительно поначалу не ставил перед собой глобальных задач, и не мечтал ни о чем ином, кроме как о собственной школе. Но он очень быстро пришел к идее, ставшей вторым главным принципом дзюдо: это идея всеобщего благоденствия.

Вот как ее определял сам Кано: «Наиболее результативное приложение силы применительно к усовершенствованию общественной жизни (равно как и в деле достижения гармонии тела и духа) путем изучения практики нападения и защиты, требует прежде всего согласия между всеми членами общества, а этого можно добиться лишь за счет взаимопомощи и взаимных уступок, ведущих к взаимному благоденствию». Таким образом, главной целью Кано Дзигоро стало решение задач морального, нравственного воспитания через практику единоборства.

Как всегда бывает в таких случаях, новшества Кано были довольно враждебно встречены руководителями ряда школ дзю-дзюцу. Они публично обвиняли Кано в отсутствии должного мастерства, называли его книжным червем, отбивающим учеников у подлинных мастеров боевых искусств.

Но, несмотря на вопли завистников и недоброжелателей, успех школы Кодокан был очень велик. Во-первых, в 1889—92 гг. в серии поединков с представителями «старых» школ дзю-дзюцу, дзюдоисты доказали свое полное превосходство над ними.

Справедливости ради надо отметить, что в соответствии с правилами турниров как тем, так и другим запрещалось использовать приемы, наиболее эффективные в реальном бою — такие, как воздействие на болевые точки, удары руками и ногами в самые уязвимые места человеческого тела (глаза, горло, половые органы), нельзя было ломать пальцы и т.д.

Фактически спор о «превосходстве» упирался в ту же проблему, которая существует сегодня: если исключить применение смертельных и костоломных приемов, то спортсмены почти всегда будут побеждать «уличных бойцов»; яркий пример — так называемое Грэйси дзю-дзюцу. Однако все представители Кодокана закрывали глаза на данное обстоятельство. Они систематически твердили о том, что старые стили дзю-дзюцу принципиально уступают дзюдо. Более того, дзюдоисты утверждали, что «японцы, изучавшие старые и сейчас бесполезные системы, обнаружили, что им придется забыть свои полученные трудом знания и начать изучать все сначала согласно научной системе Кано. Обладатель первого дана по любой (!) старой школе беспомощен (!) перед прилежным рядовым учеником Кано».

Во-вторых, реклама дзюдо привлекла внимание «широкой публики», включая иностранцев. К 1905 г. вышли несколько книг на английском языке, посвященных «джиу-джитсу мистера Кано».

Как бы там ни было, Кано достиг больших успехов в области воспитания молодежи и добился признания своего вида единоборства как основы системы физической подготовки в японской школе, полиции и армии. Его мало волновало то, что у дзюдо много ограничений и то, что оно плохо подходит для жесткого боя насмерть. Он решал другие проблемы.

С течением времени дзюдо все больше и больше становился спортом, хотя сам основатель специально к этому не стремился «Жесткое» дзюдо сохранялось лишь в армии и полиции. В 50-е годы оно окончательно превратилось в чисто спортивное единоборство. Решающими факторами для достижения победы стали грубая сила и мелкие хитрости в пределах разрешенных правилами соревнований.

Кроме самого Кано Дзигоро и Сайго Сиро, прозванного «гением дзюдо», большую известность получили еще два человека. Первый — Мифунэ Кюдзо (1883—1965), обладатель 10-го дан, считавшийся непобедимым. Его ученик, голландец Антон Гесинк стал в 1961 г. первым не японцем — чемпионом мира дзюдо. Второй — это Кавайси Микиносукэ (1899—1969), работавший тренером в Англии и во Франции с 1933 г. Его заслужено называют «отцом» европейского дзюдо, так как почти все «черные пояса» европейцы-дзюдоисты до 1947г. были его учениками.

Техника дзюдо

Фактически, подавляющее большинство известных в традиционном дзю-дзюцу болевых приемов на кисти и пальцы рук, ударов руками и ногами (и даже подсечки) не вошли в систему Кано. Он считал их слишком опасными, способными серьезно травмировать занимающихся дзюдо. К 1905 г. система Кано включала около 150-и так называемых «приемов» (вадза), тогда как, например, в одной только школе Дайто-рю число приемов достигало 350. Кроме того, В школе Кодокан были введены новые правила соревнований, которые сократили до минимума опасность травматизма.

Техника классического дзюдо включает следующие разделы:

1) Расшатывания (кудзуси), т.е. подготовка к проведению основного приема;

2) Броски (нагэ-вадза) из положений стоя (тати-вадза) и лежа (сутэми-вадза). Стоя — с преимущественным использованием рук (тэ-вадза), бедер (коси-вадза) или ног (аси-вадза). Лежа из положений на спине (масутэми-вадза) и на боку (ёкосутэми-вадза);

3) Захваты (катамэ-вадза) трех видов: с удержанием (осаэ-вадза), удушающие (симэ-вадза) и болевые замки (кансэцу-вадза);

4) Удары (атэ-вадза) руками (удэ-вадза) и ногами (аси-атэ);

5) Приемы реанимации (каппо-дзюцу) путем нажатий на определенные точки человеческого тела;

6) Владение ножом, палкой, самурайским мечом. Ныне этот раздел практически забыт, так как после 1945 года он больше не изучается ни в школе, ни в полиции, ни в силах самообороны;

7) Парные ката, или комплексы формальных упражнений, объединяющие базовую технику классического дзюдо. Этих ката, знание которых для обучающихся в Кодокане до сих пор строго обязательно, всего девять:

  • 1. комплекс мягкости (дзю-но ката);
  • 2. «старинный» комплекс (косики-но ката);
  • 3. комплекс «пяти стихий» (ицуцу-но ката);
  • 4. комплекс наиболее результативного приложения силы (сэйроку дзэнъё кокумин-тайику-но ката);
  • 5. комплекс свободного спарринга (рандори-но ката);
  • 6. комплекс боевых приемов, т.е. ударов (синкэн-сёбу-но ката);
  • 7. общий комплекс самозащиты (кодокан госин-дзюцу-но ката);
  • 8. комплекс самозащиты для мужчин (иппон-ё госин-но ката);
  • 9. комплекс самозащиты для женщин (фудзёсиё госин-но ката).

Именно в практике парных ката Кано Дзигоро видел путь к гармоничному развитию партнеров и к достижению «взаимного благоденствия».