Айкидо

Виды искусств

Восток

Запад

Россия и СНГ

Страны бойцов (все)
Бойцы из Россия Бойцы из США Бойцы из Греция Бойцы из Япония Бойцы из Франция Бойцы из Бразилия Бойцы из Канада Бойцы из Голландия Бойцы из Хорватия Бойцы из Украина Бойцы из Беларусь Бойцы из Англия Бойцы из Мексика Бойцы из Армения Бойцы из Новая Зеландия
Философия.

Айкидо — японское боевое искусство, созданное О-сэнсэем МорихэемАйкидо Уэсибой как синтез его исследований боевых искусств, философии и религиозных убеждений. Целью Уэсибы было создать и разработать боевое искусство, впитавшее в себя все достижения великих мастеров.

Айкидо акцентируется на слиянии с атакой противника и перенаправлении энергии атакующего (в противовес встречи силы силой). В дополнение к физическим техникам и тренировкам, айкидо придаёт особое значение тренировкам сознания, управляемого расслабления, и развития «духа» и силы «ки».

Уэсиба начал овладевать боевыми искусствами с десяти лет. Первым его наставником стал отец, который обучал сына кэн-дзюцу (искусство меча) и со-дзюцу (искусство копья) школы Аои. В 1898 г., в возрасте 15 лет, он приехал в Токио изучать дзю-дзюцу в школе Кито-рю под руководством Тодзава Токудзабуро. В 1902 г. Морихэй отправился в Сакаи, где Накаэ Масакацу обучал его дзю-дзюцу и кэн-дзюцу по школе Ягю-Синкагэ.

В 1904 г. Уэсиба добровольцем участвовал в Русско-Японской войне в Маньчжурии в качестве капрала 37-го полка 4-й дивизии, сформированной в Осака. Как указывают некоторые источники, во время своего пребывания в Маньчжурии Уэсиба познакомился с Багуа-цюань (Кулак Восьми Триграмм), «внутренним» стилем ушу, основанным на управлении энергией «ци» и на круговых движениях.

В 1906 г. он вернулся домой, а в 1908 г. получил «мэнкё-кай-дэн» в школах Кито-рю (дзю-дзюцу), Ягю-Синкагэ-рю (кэн-дзюцу) и Тэнсин-Синъё-рю (дзю-дзюцу).

В 1911 г. Уэсиба решил обосноваться на пустующих землях севера острова Хоккайдо. Он приехал туда во главе сотни человек и создал поселение Сиратаки. Именно здесь он в 1915 г. познакомился с мастером Такэда Сокаку, который вручил ему через 7 лет (12 сентября 1922 г.) сертификат ассистента-инструктора, дающий право преподавать при соблюдении определенных условии, но вовсе не «мэнкё-кайдэн», символизирующий полную независимость от учителя.

Сам Уэсиба, его сын Киссомару и ближайшие ученики всегда лгали, утверждая, будто бы встреча Морихэя с Такэда произошла четырьмя годами раньше, что он получил именно «мэнкё-кайдэн» (документ, свидетельствующий об изучении всей программы школы), и что это произошло еще в 1916 г. Правда заключается в том, что еще в 1912 г. Уэсиба открыл в Сиратаки свое додзё, куда лишь в 1915 г. приехал Такэда, чтобы преподавать курс Дайто-рю-дзю-дзюцу.

Уэсиба не ограничился изучением Дайто-рю. В 1922 г. он получил еще один сертификат школы Ягю-Синкагэ (дзю-дзюцу), а также изучал дзю-дзюцу по школе Синкагэ-рю. Таким образом, и в 1916 г, и в 1922-м ни о каком айкидо еще не было речи.

В 1919 г. Уэсиба покинул Сиратаки, чтобы навестить больного отца. По дороге он узнал об удивительном монахе из городка Аябэ, лекаре и чудотворце Дэгути Онисабуро (1871 — 1948). Дэгути являлся основателем и наставником Оомото-Кё, секты Великого Источника.

Уэсиба Морихэй посетил Дэгути в конце сентября 1919 г. и уехал к родителям только 28 декабря. На следующий год, после вереницы невзгод (смерть отца и двоих маленьких детей) он решил присоединиться к Дэгути и переехал в Аябэ. Здесь он открыл додзё, где преподавал Дайто-рю-дзю-дзюцу приверженцам Оомото-Кё. В 1922 г. сюда на некоторое время приехал Такэда Сокаку для проведения цикла занятий в додзё Уэсиба.

Под руководством Дэгути Уэсиба погрузился в учение Кото-Тама, которое стало определяющим для его будущего понимания айкидо. Это учение о «власти звуков». Его практикуют в основном в форме мантр (священных звуков) и мудр (символических жестов). По мнению Уэсиба Киссомару, сына Морихэя, взаимодействие между айкидо и Кото-Тама состоит в том, что айкидо следует рассматривать как конкретное воплощение учения о «власти звуков». Именно под влиянием теории Кото-Тама, Уэсиба впоследствии значительно изменил характер преподавания дзю-дзюцу.

Между тем, на Оомото-Кё начались гонения. С 1921 г. Дэгути по обвинению в оскорблении императора находился под домашним арестом. Тем не менее, 13 февраля 1924 г. он уехал в китайскую Монголию в сопровождении нескольких преданных ему лиц и с Уэсиба в качестве телохранителя. По приезде на место он с помощью некоего Лу Чжан Гуэя создал «Независимую Армию Северо-Запада», взял в свои руки распределение соли и риса, оповестил всех о создании «Царства Бога» и объявил себя «Спасителем Мира». Местный губернатор Чжан Цзолинь не потерпел такого самоуправства, казнил Лу Чжан Гуэя и приговорил к смерти приезжих японцев. Только вмешательство японского консульства позволило Дегути и Уэсиба вернуться на родину 25 июля 1925 г. целыми и невредимыми. Благодаря перенесенным в этой авантюре испытаниям, Уэсиба впервые узнал о своей способности к предвидению.

В 1927 г. Уэсиба покинул Аябэ и переехал в Токио, где преподавал в додзё, расположенном в его собственном доме. В апреле 1931 г. он открыл новое додзё «Кобукан» в Вакамацу-сё. Из-за чрезвычайно трудных тренировок его зал прозвали «Дзигоку-додзё» (Зал Преисподней).

Между 1931 и 1941 годами Уэсиба преподавал одновременно в нескольких залах: Сонэдзаки-додзё, Суйда-додзё, Оцука-додзё и других. Именно в это время он стал называть свою систему «ай-ки-дзюцу». Некоторые довольно известные мастера, в основном ученики Кано Дзигоро (основателя дзюдо), стали в те годы его последователями: Сиода Годзо, Хоси Тэцуоми, Мотидзуки Минору, Томики Кэндзи.

В 1941 г. Бутоку-кай (союз японских боевых искусств) решил официально признать школу Уэсиба-рю-айки-будо. Но именно в это время Уэсиба покинул Токио. Он поручил руководство додзё Кобукан своему сыну, а сам поселился в маленькой деревне Ивама (префектура Ибараги).

Укрывшись в этом тихом убежище (шла война, Токио регулярно бомбили!) Уэсиба тренировался, молился и медитировал. Впрочем, он периодически приезжал в Токио для того, чтобы учить армейских офицеров высшего ранга искусству владения мечом в военной академии Рикугун Накано Гакко.

В 1942 г. Уэсиба дал окончательное название своему искусству: айкидо. Именно это название было зарегистрировано в том же году в Бутоку-кай. Произошел полный разрыв с дзю-дзюцу.

В Ивама Уэсиба открыл новое додзё и заложил фундамент храма, посвященного айкидо и Кото-Тама: Айки-Дзи. На новой земле Уэсиба взял себе в ученики Тохэя Коити, Абэ Тадаси и Сайто Морихиро. Уэсиба жил в Ивама до конца жизни, но часто ездил отсюда в Токио и за границу с целью распространения своего искусства.

с

1948 г. он поддержал создание ассоциации Айки-кай под руководством своего сына Уэсиба Киссомару, с резиденцией в Токио.

Поначалу Уэсиба называл свою систему «кобу-дзюцу», «ай-ки-дзюцу», «айки-будзюцу», «айки-будо». Иначе говоря, он пытался создать всего лишь очередной вариант старинного искусства дзю-дзюцу.

Но под влиянием учения Оомото-Кё он пересмотрел известную ему технику нескольких школ дзю-дзюцу (Дайто-рю, Кито-рю, Тэнсин-Синъё-рю, Ягю-Синкагэ-рю) в свете доктрины «любви ко всякой вещи и гармонии с природой через отношение доброжелательности, основанное на владении энергией ки».

С точки зрения Уэсиба, айкидо — это средство отождествления Человека и Вселенной: динамическое выражение Космической Любвй. Следуя логике своих мистических концепций, Уэсиба постепенно трансформировал приемы дзю-дзюцу. Его приемы приобрели исключительно защитный характер. Они воплощаются в круговых движениях, обладающих естественным плавным ритмом. Защита осуществляется на основе соединения энергий: энергии нападающего и энергии защищающегося, который стремится контролировать нападение таким образом, чтобы сломить волю к совершению зла.

Определенное таким образом, айкидо выступает как нравственная дисциплина, стремящаяся к тому, чтобы сохранить физическую целостность нападающего, что никогда не было свойственно дзю-дзюцу, более того, прямо ему противоречит.

В 20-е и 30-е годы Уэсиба преподавал эффективную боевую технику традиционного дзю-дзюцу. Тренировки в его школе были настолько трудными, что тяжелые травмы были обычным явлением. Среди учеников оставались только самые выносливые и способные. Его лучшими учениками того периода были Сиода Годзо, Томики Кэндзи, Хираи Минору и Мотидзуки Минору.

Но в 1942 г. постаревший (59 лет) Уэсиба изменил основное направление своей школы. Вместо искусства рукопашного боя он сделал главный упор на формирование личности через практику айкидо. То, что до войны 1941—45 гг. было жесткой эффективной боевой системой, включавшей как нападение, так и защиту, теперь стало как бы практическим воплощением идей религиозной философии. Соответственно, из обширного технического арсенала четырех школ дзю-дзюцу, которым владел Уэсиба, на первый план вышел «секретный» раздел плавных круговых движений Дайто-рю дзю-дзюцу

Кстати говоря, в 1942 г. Уэсиба начал открыто преподавать этот тайный раздел (назвав его «айкидо») лишь после того, как получил ошибочное сообщение о смерти Такэда Сокаку. Но старый учитель еще был жив и пережил сильный приступ гнева, узнав о том, что бывший ученик разглашает его секреты, да еще выдает их за свои собственные! Несколько учеников Такэда отправились в Ивама, чтобы убить Морихэя. Ему пришлось напрячь весь свой ум, выдержку и красноречие, дабы убедить их не делать этого. Один он не выстоял бы против нескольких лучших учеников мастера Такэда.

После войны айкидо Уэсиба получило одобрение оккупационных властей США в качестве вполне допустимого «мирного» занятия. Постепенно оно приобрело широкую популярность, в основном, благодаря неординарной личности самого мастера-основателя. Этот энергичный старый мужчина с длинной белой бородой и сверкающими глазами выглядел своего рода олицетворением боевого искусства.

Без сомнения, Уэсиба Морихэй был сильной личностью, он настолько подчинял своему влиянию связанных с ним людей, что они были готовы идти ради него на любые жертвы.

Может быть, система Уэсиба в самом деле формирует лучшую личность за счет укрепления характера и развития духовности. Однако выполнение большинства приемов его системы в настоящее время возможно только при пассивной помощи партнера, «позволяющего» себя бросить. Другие приемы удаются лишь в том случае, если партнер сохраняет крепкий захват, благодаря чему можно провести бросок. Наконец, приемы айкидо требуют, чтобы противник действовал «по правилам», не пытался, скажем, выколоть глаз свободной рукой, сломать палец, ударить в пах и т.д.

Оружие в айкидо.

В айкидо характеристики оружия регламентированы, как в классических школах (корю). Каждый выбирает себе оружие, а потом партнёру, исходя из своих физических возможностей, а также и из того, насколько им сбалансированно и удобно можно нанести удар партнёру. Работа с оружием — вспомогательный раздел Айкидо, необходимый для отработки культуры передвижений и работы рук. Так как все техники без оружия основаны на правильном подъёме/опускании рук (удар Шомен Учи,Шомен Кирикоми), и удержании Центральной линии по отношению к партнёру.

Разные школы айкидо используют в обучении следующие типы оружия:
Катана — японский длинный меч. Так как приобрести боевую катану затруднительно, в основном в продажу поступают цинковые — не острозаточенные катаны, которые используются редко, и, в основном, для демонстрации техник мастерами и учениками.
Боккэн — деревянный меч для тренировок. Был введён в обиход мастером меча Миямото Мусаси для тренировок. Также его использовали в поединках, чтобы не убивать своего соперника. Хотя в умелых руках боккэн (который ещё называют бокуто) убивал и наносил увечья не хуже отточенной катаны.
Дзё — деревянный шест обычно длиной 128 см (в некоторых школах длина дзё может отличаться) и 24—26 мм диаметром.
Танто — нож длиной до 30 см.
Вакидзаси — короткий меч.
Бо — японский посох из дерева или металла. Отличается от Дзё, в основном, по длине. Длина Бо как правило, должна быть примерно равна расстоянию от пола до подбородка бойца.
Нагината — японский аналог алебарды.

Система рангов в айкидо.

Система рангов в айкидо, как и в других японских боевых искусствах, состоит из ученических (кю) и мастерских (дан) степеней. Ученических степеней изначально 6 (с 6 по 1 кю), но в детских группах может быть до 10 ученических степеней (с 10 по 1 кю). Кроме того, количество ученических степеней в различных направлениях айкидо также может варьироваться — например, в реальном айкидо их 5 — с 5 по 1 кю. Для получения очередной ученической степени, айкидока должен посещать тренировки в течение 2-6 месяцев, освоить техники на желаемый кю и сдать экзамен, показав хороший уровень владения техниками. Обычно экзамены проводятся два раза в год.

Через год после получения высшей ученической степени (1 кю), айкидока имеет право сдать экзамен на 1 дан. Всего количество данов в айкидо — 10. Высшие степени — с 8 по 10 дан присуждался только выдающимся сэнсэям.