Япония

Виды искусств

Восток

Запад

Россия и СНГ

Страны бойцов (все)
Бойцы из Россия Бойцы из США Бойцы из Греция Бойцы из Япония Бойцы из Франция Бойцы из Бразилия Бойцы из Канада Бойцы из Голландия Бойцы из Хорватия Бойцы из Украина Бойцы из Беларусь Бойцы из Англия Бойцы из Мексика Бойцы из Армения Бойцы из Новая Зеландия
Философия.

Искусства: Каратэ,Сумо,Кудо,Дзюдо,Дзю - дзюцу,Айкидо,Дандзан-рю,Ниндзюцу ,Намбу-до,Айки-дзюцу,Киай-дзюцу,

    В настоящее время японские слова будзюцу и будо без особой разницы в смысле употребляются для обозначения широкого спектра навыков, необходимых в боевых искусствах, от схватки без оружия до владения орудиями, напоминающими меч или копье. Но в эпоху Эдо (XVII середина XIX века) слова будзюцу и будо имели совершенно различный подтекст. Будзюцу назывались приемы ведения боя, а будо обозначало "военный путь", идеальный образ жизни, который должен вести самурай, владеющий техникой будзюцу. В те дни было 18 боевых искусств (бугэй дзюхаппан), которые включали в себя стрельбу из лука, искусство верховой езды, владение холодным оружием, бросание копья, самооборону без оружия (дзюдзюцу) и орудийную стрельбу.

   Практика будзюцу зародилась в древности. К середине эпохи Хэйан (X-XI вв.) зародился военный класс буси (самураи) для защиты новоприобретенных сельскохозяйственных и земельных интересов. Этот класс воинов воспринял будзюцу как часть своей культуры. Позднее, в эпоху Камакура (1192-1333 гг.), военные стали играть политическую роль. Они занимались рядом боевых искусств, особенно тремя видами верховой стрельбы из лука: касагакэ (с использованием зонтиков в качестве мишеней), ябусамэ (пускание стрел по деревянным мишеням) и ину-омоно (стрельба по бегущим собакам).

   В эпоху Муромати (приблизительно 1333-1568 гг.) мастера будзюцу, которых называли хёхомоно или хэйходзин, использовали свой военный опыт, изучая и совершенствуя технику боевых искусств. Они разработали ряд новых стилей (называемых рю), например, Огасавара-рю - верховая стрельба из лука, Хэки-рю стрельба из лука, Оцубо-рю верховая езда и Айсукагэ-рю военная стратегия.

   Ряд других стилей боевых искусств развился в течение гражданской смуты, которая продолжалась с середины XV до конца XVI века. Они включали в себя Цуда-рю орудийную стрельбу, Такэноути-рю схватку без оружия, и Касимасинто-рю, Синкагэ-рю и Итто-рю, которые были основаны соответственно, Цукахара Бокудэн, Камиидзуми Нобуцуна и Ито Иттосай для борьбы на мечах.

   По образу жизни и выполняемым задачам буси (самураи) напоминали рыцарей средневековой Европы. И у тех и у других существовали строгие правила поведения - кодекс чести и сложные ритуалы, сопровождавшие проведение поединков.
Кодекс чести самураев был сформулирован в 15-16 веке - немного позже того времени, когда воины и их боевые искусства находились в стадии расцвета.

   В соответствии с религиозно-философскими системами Востока принципом жизни самурая было прожить каждый свой день так, как будто это последний день жизни, а основной задачей самурая было верное служение своему господину. Поэтому самурай не боялся умереть и мог без труда самостоятельно или по приказу совершить сепукку - ритуальное самоубийство путем разрезания собственного живота (его называют также харакири). Самураи были не только мастерами боевых искусств, но и поэтами и художниками. Перед тем как умереть самурай обычно сочинял небольшое стихотворение на философскую тему.

   Поединок для воина-самурая был не только проверкой силы, выносливости и боевых навыков, но, прежде всего, этической проблемой, при появлении которой следовало вести себя строго определенным образом. Из-за ограниченности своих обычаев, оружия и боевых искусств, самурай не годился для завоевательных войн, но он был прекрасно приспособлен для поединков с подобными себе воинами.

      Сражения самурайских отрядов как правило, превращались в колоссальные турниры с традиционными объявлениями родословных, театральными вызовами на бой и поочередными самовосхваляющими речами. Самураи считали ниже своего достоинства сражаться с противником, не назвавшим своего имени и не имеющим благородного происхождения. Противники сражались до конца, и достаточно частыми были случаи взаимного убийства, когда погибали оба участника поединка.

   Существует множество легенд о подвигах самураев, их благородстве и храбрости. Но хорошо известно и то, что они, как впрочем и европейские рыцари, не особенно церемонились с простым народом. Например, совершенно естественным и даже вошедшим в традицию было опробывание нового меча на первом встречном крестьянине. Существовала целая теория о том как можно разрубить мечом тело человека (одни линии считались более легкими, другие - более сложными для разрубания), а тренировку в этом искусстве считали необходимой для воина. Известно и о существовании у самураев варварского обычая - есть сырую печень убитого врага, чтобы получить его силу.

   Особенно часто отрицательные качества характера проявляли ронины - "бродячие" самураи, оставшиеся без хозяина. Ронины теряли привилегии самураев, но освобождались и от их обязанностей. Часто они становились разбойниками.
Обычно на старинных японских гравюрах самураев изображают верхом на коне одетыми в доспехи. Езда на лошади изучалась как отдельное направление боевой подготовки. Обучение начиналось с отработки правильной посадки и включало владение разными видами оружия и искусство управления лошадью в воде. Использовались специальные седла, обеспечивающие надежную опору и позволяющие держаться на лошади без узды с оружием в руках.

   Самурайские доспехи отличались довольно сложной конструкцией. Костюм самурая включал более двадцати предметов одежды! Доспехи различались по цене, весу и качеству. Самурайские доспехи были намного легче рыцарских. Обычно их пробивала даже стрела из лука, не говоря уже о мушкетных пулях. Использовали и специальные лошадиные доспехи, обычно защищавшие морду и хвост лошади. 

  Первыми боевыми искусствами самураев стали стрельба из лука и езда на лошади. Сочетание того и другого - искусство конных лучников стало уникальным традиционным японским боевым искусством. Позднее основное значение приобрело кэндзюцу - искусство работы с длинным двуручным мечом, ношение которого было привилегией класса самураев (см. кэндо).

   Кендзюцу стало основой развития боевых навыков воина-самурая. На основе изучаемой техники кендзюцу воин учился пользоваться и другими видами оружия, которые могли использоваться в поединке. Кендзюцу стало средством развития энергетики и гимнастической боевой подготовки, а также средством развития правильного восприятия и совершенствования координации движений.

   В подготовке воинов-самураев важнейше внимание уделялось развитию концентрации. Сюда входила как внутренняя концентрация, то есть состояние постоянной готовности, так и внешняя - четкая боевая стойка и использование для ударов мечом силы всего тела. Огромное значение имело также чувство дистанции. Точная дистанция, используемая в конкретной боевой ситуации, могла быть различной в зависимости от используемого оружия и от оружия противника. Воин-самурай должен был очень четко знать какая дистанция даст ему максимальное преимущество и доставит противнику максимум неудобства.

   Поэтому в дополнение к мечу - своему основному оружию воин должен был уметь обращаться с такими видами оружия как короткий меч, копье, алебарда, метательный нож, шест или палка. Это было нужно в первую очередь для того, чтобы хорошо представлять себе возможности такого оружия в руках противника.
Многие самураи помимо меча хорошо владели копьем. По японской мифологии, именно с помощью копья Боги создали острова Японского архипелага. По всей видимости, копье было одним из наиболее древних видов оружия, использовавшихся на поле боя. Особенно популярным копье стало после войны с монголами в 13 веке.
В битве японский воин не пользовался щитом - щит считали предназначенным для трусов, кроме того использование ручного щита никак не совмещалось с техникой работы основным традиционным оружием воина-самурая длинным мечом, который был двуручным, то есть его держали в основном двумя руками.

   Одним из самых необычных видов использовавшегося самураями оружия был железный веер. В случае опасности воин мог легко защитить себя тем, что выглядело как обычный предмет личного пользования - боевой веер был сделан из остро заточенных металлических пластин или из острых металлических спиц, закрытых с двух сторон бумагой с декоративным рисунком. До нашего времени сохранились танцы с веером - их часто исполняют женщины на показательных выступлениях по боевым искусствам.
Помимо двуручного меча к традиционному оружию самураев относятся короткий меч, копье, длинная палка (180 см) и алебарда.

   Сильнейший удар по самурайским искусствам владения традиционным оружием нанесло появление в Японии огнестрельного оружия. Первым случаем массового применения огнестрельного оружия стало сражение при Нагасино в 1575 году, когда вооруженные аркебузами пехотинцы, которыми командовал Ода Нобунага, победили сильную армию клана Такеда (Это историческое событие хорошо показано в фильме А. Куросавы "Тень воина").

В 16-18 веках в эпоху Эдо - период правления 15-ти поколений сёгунов Токугава цивилизация Японии была одной из самых закрытых и изолированных цивилизаций мира. Японцам было запрещено покидать пределы страны. Страна была практически закрыта и для иностранцев, исключения были сделаны только для голландских и китайских торговцев. Этот период называют периодом кризиса и распада традиционных боевых искусств самураев. О нравах того времени и о том, что тогда представляли из себя тогда боевые искусства мы знаем из шести известных японских фильмов, объединенных названием "Убийца сёгуна".

   С тех пор как Сёгунат Эдо в начале XVII века объединил страну, последовавшая за объединением стабильность ослабила военный дух будзюцу. Техника боевых искусств совершенствовалась через систему тренировок, которые основной упор делали на ката (на формах, или формальных движениях). Считалось, что они помогут достичь идеального состояния духа, основанного на учении Дзэн и Конфуция. Таким образом, практика боевых искусств развивалась от простого изучения движений, которые помогали овладению боевыми приемами, до строгой подготовки, способствовавшей здоровому духу в здоровом теле. Иными словами будзюцу превратилось в будо, которое включило в себя и философию, поддерживавшую идею определенного образа жизни. Во время, когда самураи должны были овладевать как искусством пера, так и искусством меча, будо было тем идеалом, к достижению которого военному классу надлежало стремиться.

   Двумя знаменитыми стилями владения холодным оружием были Синкагэ-ягю-рю, основанный Ягю Мунэёси и Нитэнъити-рю, разработанный Миямото Мусаси. Первой школе отдавала предпочтение семья Токугава, которая в то время доминировала в политике, её изучал сам Сёгун, Токугава Иэмицу.
Основные принципы искусства владения мечом были изложены в таких книгах как Хэйхо Кадэнсё Ягю Мунэнори (сына Мунэёси) и Горин но Сё Миямото Мусаси. Эти классические учебники объясняют приёмы владения мечом и описывают идеальное состояние духа и философский взгляд, которых следует достичь тем, кто владеет мечом.

   К середине эпохи Эдо (конец XVII - середина XVIII века) за длительный период мира искусство владения мечом ушло с поля боя и превратилось в практику витиеватых формальных упражнений. Новые школы, реагируя на это обстоятельство, перенесли акцент с упражнений в формах ката на тренировку в боевых формах с использованием кольчуги и деревянных мечей (синай). Двумя из таких школ были Дзикисинкагэ-рю и Наканиси-итто-рю.

   В 1868 г. В Японии было свергнуто правление Сёгуната (военного правительства) Токугава и восстановлена власть императора. Историки называют это важнейшее в истории Японии событие реставрацией Мейдзи. Изданный в 1871 году императорский указ, запрещавший самураям носить мечи, вызвал развитие новых боевых искусств, где основное значение приобрела техника единоборства без оружия.

   Стремление к политическим изменениям и давление со стороны иностранных государств зажгли искру возрождения будзюцу, которое началось с конца XVIII века. Вскоре боевым искусствам стали обучать в школах, основанных в феодальных владениях по всей стране. С крахом Сёгуната рухнули и строгие классовые различия, что позволило овладеть мечом мужчинам, по рождению не принадлежавшим к классу самураев. Додзё в разных городах открыли свои двери людям со всей Японии, которые желали изучать Синтомунэн-рю, Хокусин-итто-рю и другие стили владения мечом. Организовывались состязания, в которых противники представляли различные рю.

   Занимались и дзюдзюцу (искусством боя без оружия). Некоторые из знаменитых существовавших школ Такэноути-рю, Кито-рю, Сэкигути-рю и Есин-рю. Все школы исповедовали идеал, выраженный во фразе "Дзю, ёку го о сэису", которую можно перевести так: "Слабый может одолеть сильного".

   Стрельба из лука (кюдзюцу) стала первым боевым искусством, превратившимся в состязание. День и ночь проходили соревнования на длинной веранде храма Сандзюсангэндо в Киото. Лучники стояли на одном конце веранды шириной 2,2 метра и пускали стрелы в мишень на другом конце, удаленном примерно на 120 метров. Это состязание воспринимали серьёзно, так как oт результатов зависела честь феодальных владений лучника. Согласно сохранившейся записи один из вассалов даймё Токугава из Кисю, Васа Дайхатиро, смог послать к дальнему концу веранды 8 133 стрелы при общем числе выстрелов 13 053. Это поразительно высокий процент, учитывая, какая огромная сила нужна, чтобы выпустить стрелу почти горизонтально, так чтобы она не ударилась о потолок веранды высотой 5 метров. Самым лучшим лучникам наших дней трудно попасть в цель даже один раз.

   В настоящее время японские слова будзюцу и будо без особой разницы в смысле употребляются для обозначения широкого спектра навыков, необходимых в боевых искусствах, от схватки без оружия до владения орудиями, напоминающими меч или копье. Но в эпоху Эдо (XVII середина XIX века) слова будзюцу и будо имели совершенно различный подтекст. Будзюцу назывались приемы ведения боя, а будо обозначало "военный путь", идеальный образ жизни, который должен вести самурай, владеющий техникой будзюцу. В те дни было 18 боевых искусств (бугэй дзюхаппан), которые включали в себя стрельбу из лука, искусство верховой езды, владение холодным оружием, бросание копья, самооборону без оружия (дзюдзюцу) и орудийную стрельбу.

   Практика будзюцу зародилась в древности. К середине эпохи Хэйан (X-XI вв.) зародился военный класс буси (самураи) для защиты новоприобретенных сельскохозяйственных и земельных интересов. Этот класс воинов воспринял будзюцу как часть своей культуры. Позднее, в эпоху Камакура (1192-1333 гг.), военные стали играть политическую роль. Они занимались рядом боевых искусств, особенно тремя видами верховой стрельбы из лука: касагакэ (с использованием зонтиков в качестве мишеней), ябусамэ (пускание стрел по деревянным мишеням) и ину-омоно (стрельба по бегущим собакам).

   В эпоху Муромати (приблизительно 1333-1568 гг.) мастера будзюцу, которых называли хёхомоно или хэйходзин, использовали свой военный опыт, изучая и совершенствуя технику боевых искусств. Они разработали ряд новых стилей (называемых рю), например, Огасавара-рю - верховая стрельба из лука, Хэки-рю стрельба из лука, Оцубо-рю верховая езда и Айсукагэ-рю военная стратегия.
Ряд других стилей боевых искусств развился в течение гражданской смуты, которая продолжалась с середины XV до конца XVI века. Они включали в себя Цуда-рю орудийную стрельбу, Такэноути-рю схватку без оружия, и Касимасинто-рю, Синкагэ-рю и Итто-рю, которые были основаны соответственно, Цукахара Бокудэн, Камиидзуми Нобуцуна и Ито Иттосай для борьбы на мечах.

   По образу жизни и выполняемым задачам буси (самураи) напоминали рыцарей средневековой Европы. И у тех и у других существовали строгие правила поведения - кодекс чести и сложные ритуалы, сопровождавшие проведение поединков.

   Кодекс чести самураев был сформулирован в 15-16 веке - немного позже того времени, когда воины и их боевые искусства находились в стадии расцвета.

   В соответствии с религиозно-философскими системами Востока принципом жизни самурая было прожить каждый свой день так, как будто это последний день жизни, а основной задачей самурая было верное служение своему господину. Поэтому самурай не боялся умереть и мог без труда самостоятельно или по приказу совершить сепукку - ритуальное самоубийство путем разрезания собственного живота (его называют также харакири). Самураи были не только мастерами боевых искусств, но и поэтами и художниками. Перед тем как умереть самурай обычно сочинял небольшое стихотворение на философскую тему.

   Поединок для воина-самурая был не только проверкой силы, выносливости и боевых навыков, но, прежде всего, этической проблемой, при появлении которой следовало вести себя строго определенным образом. Из-за ограниченности своих обычаев, оружия и боевых искусств, самурай не годился для завоевательных войн, но он был прекрасно приспособлен для поединков с подобными себе воинами.

   Сражения самурайских отрядов как правило, превращались в колоссальные турниры с традиционными объявлениями родословных, театральными вызовами на бой и поочередными самовосхваляющими речами. Самураи считали ниже своего достоинства сражаться с противником, не назвавшим своего имени и не имеющим благородного происхождения. Противники сражались до конца, и достаточно частыми были случаи взаимного убийства, когда погибали оба участника поединка.

   Существует множество легенд о подвигах самураев, их благородстве и храбрости. Но хорошо известно и то, что они, как впрочем и европейские рыцари, не особенно церемонились с простым народом. Например, совершенно естественным и даже вошедшим в традицию было опробывание нового меча на первом встречном крестьянине. Существовала целая теория о том как можно разрубить мечом тело человека (одни линии считались более легкими, другие - более сложными для разрубания), а тренировку в этом искусстве считали необходимой для воина. Известно и о существовании у самураев варварского обычая - есть сырую печень убитого врага, чтобы получить его силу.

   Особенно часто отрицательные качества характера проявляли ронины - "бродячие" самураи, оставшиеся без хозяина. Ронины теряли привилегии самураев, но освобождались и от их обязанностей. Часто они становились разбойниками.

   Обычно на старинных японских гравюрах самураев изображают верхом на коне одетыми в доспехи. Езда на лошади изучалась как отдельное направление боевой подготовки. Обучение начиналось с отработки правильной посадки и включало владение разными видами оружия и искусство урпавления лошадью в воде. Использовались специальные седла, обеспечивающие надежную опору и позволяющие держаться на лошади без узды с оружием в руках.

   Самурайские доспехи отличались довольно сложной конструкцией. Костюм самурая включал более двадцати предметов одежды! Доспехи различались по цене, весу и качеству. Самурайские доспехи были намного легче рыцарских. Обычно их пробивала даже стрела из лука, не говоря уже о мушкетных пулях. Использовали и специальные лошадиные доспехи, обычно защищавшие морду и хвост лошади.

   Первыми боевыми искусствами самураев стали стрельба из лука и езда на лошади.

   Сочетание того и другого - искусство конных лучников стало уникальным традиционным японским боевым искусством. Позднее основное значение приобрело кэндзюцу - искусство работы с длинным двуручным мечом, ношение которого было привилегией класса самураев. 

   Кендзюцу стало основой развития боевых навыков воина-самурая. На основе изучаемой техники кендзюцу воин учился пользоваться и другими видами оружия, которые могли использоваться в поединке. Кендзюцу стало средством развития энергетики и гимнастической боевой подготовки, а также средством развития правильного восприятия и совершенствования координации движений.

   В подготовке воинов-самураев важнейше внимание уделялось развитию концентрации. Сюда входила как внутренняя концентрация, то есть состояние постоянной готовности, так и внешняя - четкая боевая стойка и использование для ударов мечом силы всего тела. Огромное значение имело также чувство дистанции. Точная дистанция, используемая в конкретной боевой ситуации, могла быть различной в зависимости от используемого оружия и от оружия противника. Воин-самурай должен был очень четко знать какая дистанция даст ему максимальное преимущество и доставит противнику максимум неудобства. Поэтому в дополнение к мечу - своему основному оружию воин должен был уметь обращаться с такими видами оружия как короткий меч, копье, алебарда, метательный нож, шест или палка. Это было нужно в первую очередь для того, чтобы хорошо представлять себе возможности такого оружия в руках противника.

   Многие самураи помимо меча хорошо владели копьем. По японской мифологии, именно с помощью копья Боги создали острова Японского архипелага. По всей видимости, копье было одним из наиболее древних видов оружия, использовавшихся на поле боя. Особенно популярным копье стало после войны с монголами в 13 веке.

   В битве японский воин не пользовался щитом - щит считали предназначенным для трусов, кроме того использование ручного щита никак не совмещалось с техникой работы основным традиционным оружием воина-самурая длинным мечом, который был двуручным, то есть его держали в основном двумя руками.

   Одним из самых необычных видов использовавшегося самураями оружия был железный веер. В случае опасности воин мог легко защитить себя тем, что выглядело как обычный предмет личного пользования - боевой веер был сделан из остро заточенных металлических пластин или из острых металлических спиц, закрытых с двух сторон бумагой с декоративным рисунком. До нашего времени сохранились танцы с веером - их часто исполняют женщины на показательных выступлениях по боевым искусствам.

   Помимо двуручного меча к традиционному оружию самураев относятся короткий меч, копье, длинная палка (180 см) и алебарда.
Сильнейший удар по самурайским искусствам владения традиционным оружием нанесло появление в Японии огнестрельного оружия. Первым случаем массового применения огнестрельного оружия стало сражение при Нагасино в 1575 году, когда вооруженные аркебузами пехотинцы, которыми командовал Ода Нобунага, победили сильную армию клана Такеда (Это историческое событие хорошо показано в фильме А. Куросавы "Тень воина").
В 16-18 веках в эпоху Эдо - период правления 15-ти поколений сёгунов Токугава цивилизация Японии была одной из самых закрытых и изолированных цивилизаций мира. Японцам было запрещено покидать пределы страны. Страна была практически закрыта и для иностранцев, исключения были сделаны только для голландских и китайских торговцев. Этот период называют периодом кризиса и распада традиционных боевых искусств самураев. О нравах того времени и о том, что тогда представляли из себя тогда боевые искусства мы знаем из шести известных японских фильмов, объединенных названием "Убийца сёгуна".

   С тех пор как Сёгунат Эдо в начале XVII века объединил страну, последовавшая за объединением стабильность ослабила военный дух будзюцу. Техника боевых искусств совершенствовалась через систему тренировок, которые основной упор делали на ката (на формах, или формальных движениях). Считалось, что они помогут достичь идеального состояния духа, основанного на учении Дзэн и Конфуция. Таким образом, практика боевых искусств развивалась от простого изучения движений, которые помогали овладению боевыми приемами, до строгой подготовки, способствовавшей здоровому духу в здоровом теле. Иными словами будзюцу превратилось в будо, которое включило в себя и философию, поддерживавшую идею определенного образа жизни. Во время, когда самураи должны были овладевать как искусством пера, так и искусством меча, будо было тем идеалом, к достижению которого военному классу надлежало стремиться.
Двумя знаменитыми стилями владения холодным оружием были Синкагэ-ягю-рю, основанный Ягю Мунэёси и Нитэнъити-рю, разработанный Миямото Мусаси. Первой школе отдавала предпочтение семья Токугава, которая в то время доминировала в политике, её изучал сам Сёгун, Токугава Иэмицу.
Основные принципы искусства владения мечом были изложены в таких книгах как Хэйхо Кадэнсё Ягю Мунэнори (сына Мунэёси) и Горин но Сё Миямото Мусаси. Эти классические учебники объясняют приёмы владения мечом и описывают идеальное состояние духа и философский взгляд, которых следует достичь тем, кто владеет мечом.

   К середине эпохи Эдо (конец XVII - середина XVIII века) за длительный период мира искусство владения мечом ушло с поля боя и превратилось в практику витиеватых формальных упражнений. Новые школы, реагируя на это обстоятельство, перенесли акцент с упражнений в формах ката на тренировку в боевых формах с использованием кольчуги и деревянных мечей (синай). Двумя из таких школ были Дзикисинкагэ-рю и Наканиси-итто-рю.
В 1868 г. В Японии было свергнуто правление Сёгуната (военного правительства) Токугава и восстановлена власть императора. Историки называют это важнейшее в истории Японии событие реставрацией Мейдзи. Изданный в 1871 году императорский указ, запрещавший самураям носить мечи, вызвал развитие новых боевых искусств, где основное значение приобрела техника единоборства без оружия.

   Стремление к политическим изменениям и давление со стороны иностранных государств зажгли искру возрождения будзюцу, которое началось с конца XVIII века. Вскоре боевым искусствам стали обучать в школах, основанных в феодальных владениях по всей стране. С крахом Сёгуната рухнули и строгие классовые различия, что позволило овладеть мечом мужчинам, по рождению не принадлежавшим к классу самураев. Додзё в разных городах открыли свои двери людям со всей Японии, которые желали изучать Синтомунэн-рю, Хокусин-итто-рю и другие стили владения мечом. Организовывались состязания, в которых противники представляли различные рю.

   Занимались и дзюдзюцу (искусством боя без оружия). Некоторые из знаменитых существовавших школ Такэноути-рю, Кито-рю, Сэкигути-рю и Есин-рю. Все школы исповедовали идеал, выраженный во фразе "Дзю, ёку го о сэису", которую можно перевести так: "Слабый может одолеть сильного".
Стрельба из лука (кюдзюцу) стала первым боевым искусством, превратившимся в состязание. День и ночь проходили соревнования на длинной веранде храма Сандзюсангэндо в Киото. Лучники стояли на одном конце веранды шириной 2,2 метра и пускали стрелы в мишень на другом конце, удаленном примерно на 120 метров. Это состязание воспринимали серьёзно, так как oт результатов зависела честь феодальных владений лучника. Согласно сохранившейся записи один из вассалов даймё Токугава из Кисю, Васа Дайхатиро, смог послать к дальнему концу веранды 8 133 стрелы при общем числе выстрелов 13 053. Это поразительно высокий процент, учитывая, какая огромная сила нужна, чтобы выпустить стрелу почти горизонтально, так чтобы она не ударилась о потолок веранды высотой 5 метров. Самым лучшим лучникам наших дней трудно попасть в цель даже один раз.